На первую страницу сервера "Русское Воскресение"

КОЛОНКА
КОММЕНТАТОРА

ИНФОРМАЦИЯ

СТАТЬИ

ИНТЕРВЬЮ

ПРАВИЛО ВЕРЫ

БОГОСЛОВИЕ, СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ

ГАЛЕРЕЯ

ПРАВОСЛАВНОЕ ВОИНСТВО

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

ЛИЦА РОССИИ

РОДНАЯ ШКОЛА

ИСТОРИЯ

РУССКАЯ ГОЛГОФА

ТАЙНА БЕЗЗАКОНИЯ

СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО

ПРАВОСЛАВНАЯ ОЙКУМЕНА

ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА

АРХИТЕКТУРА

ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБИТЕЛИ


Самостоятельные проекты:

РУССКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

ПЕСНИ РУССКОГО ВОСКРЕСЕНИЯ

КАТАЛОГ ССЫЛОК

СТОЯНИЕ
ЗА ИСТИНУ

РУССКАЯ БЕСЕДА

ИКОНЫ ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ РУБЛЕВА

ЦАРЬ-МУЧЕНИК

МИР БОЖИЙ


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)


Православное 
сетевое братство 
"Русское Воскресение"
webmaster@voskres.ru


Православный каталог "РУССКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ"
TopList
Aport Апорт Top 1000
SpyLOG
Fair.ru Ярмарка сайтов

ИСТОРИЯ  

Сергей ПУШКАРЕВ.  
Роль Православной Церкви в истории русской культуры и государственности

I-й ДРЕВНИЙ ПЕРИОД X—XIII ВЕКА [1]
Русь Киевская, Ростовско-Суздальская и Новгородская [2]

Православная христианская вера пришла на Русь из греческой Византии в Х столетии и прежде всего стала распространяться в стольном городе Киеве, который находился в то время в оживленных сношениях с Царьградом. В 957 году приняла христианство великая княгиня Киевская Ольга, правившая государством в малолетство своего сына Святослава, а в 988 году внук ее святой и равноапостольный князь Владимир крестился сам и крестил подвластных ему киевлян, после чего вера христианская стала быстро распространяться по всей Руси.

Из Византии прибыл в Киев поставленный константинопольским патриархом митрополит с сонмом греческого духовенства, которое ревностно занялось устройством и просвещением своей новой паствы. Духовенство принесло с собою книги Св. Писания и богослужебные книги на славянском языке (великое дело составления славянской азбуки и перевода книг Св. Писания и богослужебных книг на славянский язык исполнили около 860 года святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, просветители славян).

В конце Х и в следующих веках были учреждены епископии в целом ряде русских городов, а в 1051 году, при вел. князе Ярославе Мудром, был уже поставлен первый митрополит из русских -  св. Илларион («муж благ, книжен и постник», по выражению летописца).

К этому же времени относится начало монашества на Руси: преп. Антоний, пострижник Афонской горы, положил основание Киево-Печерскому монастырю, вторым игуменом и устроителем которого был преп. Феодосий (ум. 1074 г.). Созданная великими подвижниками Киево-Печерская обитель послужила высоким образцом   для   других   русских монастырей и имела огромное значение не только в церковной, но и в общекультурной жизни Киевской Руси. Из ее стен вышел целый ряд выдающихся деятелей и подвижников церкви, и в ее же стенах получила начало русская письменность. Киево-Печерский монастырь скоро стал центром древнерусской образованности. Помимо духовных поучений и житий, здесь зародилось и русское летописание, и тем, что мы знаем о древнейших временах нашего отечества, мы обязаны, в первую очередь, просвещенным и трудолюбивым инокам Киево-Печерского монастыря (преп. Нестор летописец, живший во второй половине XI века). Должно отметить, что в творениях древнерусских летописцев мы находим не только глубокое религиозное, но и широкое патриотическое настроение. Летописец Киевского периода, в эпоху политического раздробления русской земли на отдельные княжения, все же думает и пишет о Русской земле в ее целом; он призывает князей к дружной и согласованной защите русской земли против ее внешних врагов, призывает к прекращению внутренних раздоров и междоусобий, усматривая в них дело врага и соблазнителя рода человеческого - дьявола.

Древнерусские монахи смотрели на занятие книжным делом - составление житий, поучений, летописей, перевод и переписка книг Св. Писания, богослужебных книг, творений отцов церкви - как на дело святое и богоугодное. «Велика бо бывает польза от ученья книжного, - пишет летописец, - книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных; се бо суть рекы, напаяющи вселенную, се суть исходяща мудрости, книгам бо есть неисчетная глубина, сими бо в печали утешаемы есмы»...

Вслед за Киево-Печерским возникает на Руси целый ряд других монастырей, особенно многочисленных в двух главных центрах тогдашней Руси - в Киеве и в Новгороде, и они также не только сосредотачивают в себе полноту религиозной жизни, но развивают элементы книжной образованности.

Вместе с тем, потребности церковного строительства и церковной живописи дают повод и побуждение для развития изобразительных искусств в древней Руси, которая производит (сначала с помощью греческих мастеров, а впоследствии и своими силами) целый ряд замечательных памятников церковного искусства, как например Софийский собор в Киеве или церковь Св. Богородицы во Владимире.

Роль церкви в общественно-политической жизни древней Руси была не менее значительна и плодотворна.

Организовавшаяся в конце Х и в начале XI века на Русской земле православная церковь имела перед собой еще полуязыческое общество с целым рядом варварских институтов и грубых обычаев. Примитивная форма брака, когда жены добывались умыканием (похищением) или покупкой, и когда обычным (среди состоятельных людей) было многоженство; грубые формы рабства, когда с рабами обращались как с рабочим скотом, так что побои, изувечение или даже убийство раба не являлись не только преступным, но даже морально-предосудительным деянием; между свободными обычай кровной мести за убийство, вместо наказания по суду; примитивную и лишенную идейной основы государственную власть, державшуюся лишь вооруженной силой своих «дружинников».

«Не ломая прямо закоренелых привычек и предрассудков, церковь исподволь прививала туземному быту новые понятия и отношения, перевоспитывая умы и нравы, приготовляя их к восприятию новых норм, и таким образом глубоко проникала в юридический и нравственный склад общества» (Ключевский). Прежде всего она установила на Руси христианскую форму брака и стремилась всячески упорядочить семейные отношения. В ведение церкви первые христианские князья передали не только суд по делам о преступлениях или проступках против религии и нравственности, но и суд по вопросам, касающимся семейного права.

Не восставая прямо и категорически против рабства вообще, церковь однако стремилась к смягчению грубых форм рабства, призывая господ к милосердию и состраданию по отношению к рабам и признавая грехом мучительство рабов и обременение их непосильной работой; проповедуя христианскую идею братства всех людей, как чад единого небесного Отца, церковь призывала господина видеть в лице раба живую человеческую душу, а не бессловесный и безответный рабочий скот.[3]

Восставая против обычая кровной мести, церковь, вместе с носителями светской власти, стремилась кодифицировать юридические нормы и установить соответствие наказаний с характером и мотивами преступлений.

Стремясь воздействовать в духе более развитых норм гражданского порядка и общественной нравственности на все русское общество того времени в его целом, церковь, по уполномочию княжеской власти, имела под своей юрисдикцией и своим непосредственным управлением особое общество церковных людей, в которое входило монашество, духовенство и церковнослужители с их семьями, лица жившие на церковных землях и находившиеся в экономической зависимости от церкви, вольноотпущенные по духовным завещаниям, убогие и бесприютные, нищие, калеки, странники и т.д. С самого возникновения своего церковь стала некоторым институтом социального обеспечения для наиболее слабых и обездоленных элементов общества, которым угрожала гибель или рабское состояние в условиях жестокой и грубой борьбы за существование, свойственной варварским эпохам общественного развития.

В области государственно-политической церковь стремилась поднять значение княжеской власти и придать ей в глазах как самих носителей власти, так и подвластного населения не только более возвышенный политический характер, но и более высокое религиозно-моральное обоснование. Русский князь дохристианской эпохи был не столько государем для своего народа, сколько военным вождем или завоевателем - добытчиком, силами своей дружины державшим в подчинении массы окрестного туземного населения и собиравшим с этого населения дань, взыскание которой иногда приближалось к прямому грабежу (как это ярко изображено в известном летописном рассказе об убийстве Игоря Древлянами). Иногда население богатых городов расположенных по великому водному пути «из Варяг в Греки», т.е. по линии Днепра-Волхова (главными городами здесь были Киев и Новгород) само призывало к себе князей с вооруженными дружинами для охраны границ своих областей и путей внешней торговли.

Указанные черты древнерусского князя или завоевателя, или приглашенного населением охранителя внешней безопасности не исчезают, конечно, с принятием христианства и долго еще сохраняются в политической практике и в политическом сознании древней Руси, но церковь приносит на Русь и деятельно проповедует иные, более возвышенные взгляды на происхождение и сущность верховной государственной власти. Греческое духовенство, а за ним и русское переносит на русских князей высокое понятие о государе, связанное с саном и властью византийских императоров. «На Киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от Бога не для внешней только защиты страны, но для установления и поддержания внутреннего   общественного   порядка» (Ключевский). Князь должен осуществлять правосудие, защищать обиженных и слабых, карать преступников. «Ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милование» - говорили епископы Владимиру. Упомянутый выше митрополит Илларион хвалит князя Владимира за то, что он «часто с великим смирением советовался с отцами своими епископами о том, как установить закон среди людей, недавно познавших Господа».

С самого возникновения христианства на Руси князья обычно призывают к себе на совет о всяких государственных делах наиболее видных и авторитетных представителей духовенства - епископов и игуменов. И эти представители церкви, заседая в княжеском совете вместе с «княжими мужами» и «старцами градскими», т.е. старшими представителями княжеской дружины и городского населения, обсуждают и решают с ними вместе вопросы, касающиеся не только устроения внутреннего порядка, но и обеспечения внешней безопасности русской земли. В 1096 г., задумав большой поход против главных врагов тогдашней Руси - половцев, великий князь Киевский Святополк Изяславович и его двоюродный брат, знаменитый Владимир Всеволодович Мономах посылают к черниговскому князю Олегу Святославовичу приглашение на совет: «пойди Кыеву, да поряд положим о Русьстей земли пред епископы и игумены, и пред мужи отец наших, и пред людьми градскими, да быхом оборонили Руськую землю от поганых».

Но не только внешние враги в то время разоряли и беспокоили русскую землю. Она распадалась на много отдельных княжений, и князья не редко враждовали между собой, причиняя своими раздорами и междоусобиями новые беды и разорение своим подвластным. И здесь на долю духовенства выпала новая задача - примирения ссорившихся князей и укрощения междоусобий.

В 1097 году, когда князья-союзники Владимир Мономах, Давид и Олег хотели идти войной на Святополка Киевского, митрополит Николай, по просьбе киевлян, взял на себя посредничество по предотвращению междоусобной войны и  от их имени обратился к князьям, шедшим с войсками на Киев, с горячим увещанием: «Молимся, княже, тобе и братома твоима, не мозете погубите Русскые земли; аще бо възмете рать межю собою, погании (т.е. половцы) имуть радоватися, и возмут землю нашю, юже беша стяжали отци ваши и деды ваши трудом великим и храбрьством, поборающе по Руськой земли, ины земли приискиваху, а вы хочете погубити землю Руськую». Когда Владимир Мономах выслушал речь митрополита, «не преслуша молбы его (т.е. не отверг его просьбы), Владимир бо так бяше любезнив, любовь имея к митрополитом, и к епископом, и к игуменом, паче же и чернечьский чин любя»... Междоусобная война была предотвращена - в конце XII века (в 1195 г.) митрополит Никифор говорил киевскому князю Рюрику Ростиславичу: «Княже! мы есмы приставлены в Руской земле от Бога востягивати (т.е. удерживать) вас от кровопролитья»... В 1230 году митрополит Киевский «и всея Руси» Кирилл, черниговский епископ Порфирий, игумен одного из киевских монастырей и один из княжих мужей приходили к князьям северо-восточной Руси Юрию, Ярославу и Святославу Всеволодовичам от Киевского князя Владимира Рюриковича и Черниговского князя Михаила, чтобы предотвратить надвигавшуюся опасность междоусобной войны между князьями северо-восточной и западной Руси. «И зде бо не остави Бог труда митрополича без памяти быта, и епископа Перфурья, - повествует летописец, - ... послуша убо Ярослав брата своего старейшаго Гюргя, и отца своего митрополита, и епископа Перфурья и взя мир с Михаилом, и бысть радость велика»... В 1270 году, когда угрожала междоусобная война между суздальским князем Ярославом и новгородцами, и войска противников уже стояли одни против других в боевой готовности, «присла митрополит грамоту в Новгород, рек тако: «мне поручил Бог архиепископию в Руськой земли, вам слушати Бога и мене; крови не проливайте, Ярослав всее злобы лишается, а за то яз поручаюся... И не да Бог кровопролития хрестьяном»...

Здесь должно упомянуть о роли архиепископа новгородского, возглавлявшего церковь вольного и вольнолюбивого «господина Великаго Новгорода». Высший иерарх Новгородской церкви занимал в то же время первое место в новгородском правительственном совете; важные решения веча принимались по его благословению; в актах дипломатических сношений с другими государствами или в договорах с князьями часто на первом месте (впереди имен высших представителей светской власти посадника и тысяцкого) стояло имя владыки новгородского. Он управлял огромными церковными владениями, принадлежавшими св. Софии (кафедральный храм в Новгороде Великом) при помощи многочисленного штата своих служащих, так называемых «софиян». Из населения этих церковных владений составлялась особая крупная военная единица — «владычин полк». В случаях политических распрей и социальных смут, столь частых в Великом Новгороде, владыка Новгородский, с подвластным ему духовенством, нередко являлся примирителем враждующих партий и предотвращал грозившее кровопролитие.

Так, древнерусское духовенство, возвышаясь над светским обществом своим религиозно-нравственным авторитетом, своими идеалами более справедливой и упорядоченной общественной жизни и своею образованностью, не замыкалось однако в особую касту, стоящую в стороне от общественной жизни с ее интересами, нуждами и тревогами, но пребывало в деятельном единении и сотрудничестве с светским обществом и его правительственною властью. С другой стороны, некоторые наиболее выдававшиеся своим благочестием и своей доблестью русские князья признаются церковью за подвижников и угодников Божьих и причисляются к лику святых. Таковы князья просветители Ольга и Владимир; князья-мученики Борис и Глеб, погибшие от руки братоубийцы Святополка; из эпохи более поздней - князья-воины Александр Ярославич Невский и Довмонт (Тимофей) Псковский, мечем защищавшие Русь от натиска латинско-католического запада; князья-мученики, погибшие в Орде татарской, - Михаил Всеволодович Черниговский и Михаил Ярославич Тверской. Устроители и защитники Русской земли или страдальцы за землю русскую - они стали по смерти своей небесными покровителями Русской земли.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Настоящий очерк был в 1933 г. издан женевским издательством «Борьба за культуру» в виде литографированной лекции. Текст настоящего издания значительно дополнен. С.П.

[2] До конца самостоятельности Новгорода Великого в 1478 г.

[3] Впоследствии, в конце XV в., известный церковный  деятель и писатель преп. Иосиф Волоцкий в послании о миловании рабов убеждал рабовладельцев: «Божественные Писания» …  «повелевают не яко раби имети, но яко братию  миловати и питати и одевати довольно и душами их пещися еже о спасении». И ты, господине, зри о сем, како Божественное Писание  страшно претит и глаголет: есть беда велика и страшна и мучение бесконечное, еже не пекутся, не имеют печали о домашних, своих сиротах, но токмо делом насилующе и ранами казняще, одеяния же и пищи не дающе и гладом моряще, а душами их не пекущеся… ниже вспоминая, яко вси есми  создание Господне, вси полоти едина и вси миром единем помазани, и вси в руце Господни... и всем стати пред единем  Царем страшным на суде Его»…


Содержание

II-й ПЕРИОД
От татарского завоевания 
до конца XVII века

III-й СИНОДСКИЙ ПЕРИОД
От Петра Великого до революции