ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПО ПРИСУЖДЕНИЮ ПРЕМИЙ 2001 ГОДА

5 апреля в Москве состоялось первое заседание Экспертного совета Макариевского фонда. Совет составлен из светских и церковных историков, специалистов по истории Москвы и истории Русской Церкви, представляющих Российскую Академию наук, Московский государственный университет, Московскую Духовную Академию и учреждения Московского Патриархата. Председатель Экспертного совета - декан исторического факультета МГУ им. Ломоносова, лауреат Государственной и Ломоносовской премий профессор С.П. Карпов.
ДАННЫЕ О КОНКУРСЕ 2001 г.

По результатам работы Экспертного совета состоялась пресс-конференция, в ходе которой на вопросы журналистов ответили Председатель Макарьевского фонда Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Воронежский и Липецкий, Председатель Экспертного совета профессор С.П. Карпов и член Экспертного совета руководитель Церковно-научного Центра "Православная энциклопедия" С.Л. Кравец.


С.Л.Кравец, митрополит Мефодий, С.П.Карпов

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ 5 АПРЕЛЯ 2001 ГОДА

Митрополит Мефодий: Сегодня мы провели первое заседание Экспертного совета фонда по премиям митрополита Макария Булгакова. Первое в нынешнем году, первое в нынешнем тысячелетии, но еще и первое в году юбилейном. В этом году исполняется 185 лет со дня рождения основателя этого фонда митрополита Московского Макария Балгакова. Мы рассмотрели ряд организационных вопросов, связанных с оценкой тех многочисленных работ, которые поступили на конкурс. В нашей встрече принимают участие председатель Экспертного совета декан исторического факультета МГУ профессор Сергей Павлович Карпов и член совета Сергей Леонидович Кравец.
Сегодня были рассмотрены все работы, поступившие к нам, на предмет соответствия их условиям конкурса. В результате мы отобрали 107 работ, которые будут участвовать в конкурсе. Определен список рецензентов, в нем более 50 известных ученых историков, краеведов, специалистов различных исторических наук. Представленные работы распределены среди экспертов и мы надеемся, что в ближайшее время получим уже первые отзывы. К концу лета должны определиться лауреаты, и к юбилею основателя Фонда, митрополита Макария, а это 19 сентября, мы сможем объявить результаты Юбилейного конкурса.
Мы пригласили представителей прессы для того, чтобы проинформировать российскую научную общественность о начале работы Экспертного совета, о наших планах на будущее. Мы имеем намерение расширить деятельность Фонда, не ограничиваясь рассмотрением научной значимости конкурсных работ и вручением премий. В наших планах, одобренных соучредителями фонда широкая просветительская деятельность. В этом направлении Макарьевский фонд уже наметил ряд интересных программ, которые, на мой взгляд, будут отвечать целям и задачам его создания. К примеру, уже к прошедшему празднику Рождества и ныне грядущему празднику Пасхи фонд выпустил праздничные кассеты. К юбилею готовится фильм, посвященный митрополиту Макарию. Считаем своим долгом выпустить книгу о жизни и деятельности основателя Фонда, в которую войдут и некоторые его малоизвестные современному читателю труды.
Также мы планируем в этом году провести Макарьевские чтения, на которых могли бы выступить новые лауреаты премии с докладами по премированным работам, а возможно и по определенной теме, с этим мы определимся в рабочем порядке. Макарьевские чтения мы хотели бы возобновить и для того чтобы иметь возможность встретится церковной общественности с научной, поскольку Макарьевский фонд призван объединять эти сферы – научной деятельности и церковной. Надеемся Макарьевскими чтениями начать воплощение в жизнь тех замечательных идей, которые положил в основу образования фонда сам Святитель Макарий – митрополит Московский. Напомню, что всероссийская Макарьевская премия по замыслу ее учредителя имела целью поощрение как церковной, так и внецерковной науки. Есть у нас и ряд других намерений, которые фонд с Божьей помощью, я надеюсь, сможет осуществить.
Сейчас я хотел бы попросить председателя Экспертного совета Сергея Павловича Карпова сказать несколько слов о работе сегодняшнего заседания и конкретно о тех принципах, которые были заложены в основу рецензирования представленных работ.

С. Карпов: Спасибо ваше высокопреосвященство. Дорогие коллеги и друзья! Я хотел бы сказать, что трудами учредителей фонда возобновлена большая традиция. Традиция единства наук, потому что митрополит Макарий является одним из немногих историков, я его считаю именно историком в широком смысле слова, который создал такое произведение, которое не устаревает. Таких книг очень не много, их можно пересчитать по пальцам в разных областях наук. Митрополит Макарий был человек столь синтетического ума, столь глубокого знания, что создал огромный труд по истории Русской церкви, который по значимости сопоставим с трудом Соловьева по истории России, равен ему по значению и по качеству. И поэтому, когда я говорю студентам, какие книги должны лежать на полке у образованного историка, обязательно называю книги митрополита Макария.
Митрополит Макарий был членом Российской Академии наук и, занимаясь всю жизнь наукой, работая в разных областях истории церкви, он, естественно, получал за это гонорары, не такие как сейчас – гонорары более приличные. Из них он сформировал фонд, для того чтобы поддержать лучших историков, занимающихся историей церкви, историей России. Премии присуждались людям чрезвычайно высоко одарённым, причём раньше их присуждали не только гуманитариям, но даже естественникам – такая была традиция. Потом эта традиция была утрачена, и вот сейчас этот конкурс как бы зажил заново по инициативе большой группы учёных. По инициативе нашей Русской Православной церкви Московского патриархата и лично Святейшего Патриарха был создан Макарьевский комитет, учредителем которого стал Московский патриархат, Академия Наук и лично Президент Академии Наук Юрий Сергеевич Осипов и мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков.
Фонд, надо сказать, ведёт действительно большую деятельность, владыка по присущей ему крайней скромности умолчал, что с назначением его руководителем деятельность Фонда значительно активизировалась, она расширяется. Я имею в виду научные конференции, просветительские мероприятия, чтения, публикации. Владыка Мефодий основал очень интересный исторический журнал “Исторический вестник”. В нем публикуются материалы очень хороших работ, которые были удостоены макарьевской премии.
Но вернемся собственно к конкурсу 2001 года. С каждым годом растёт количество работ, претендующих на премию митрополита Макария. Если в первый раз после возобновления было представлено 47 работ и три присуждения, то сегодня, это уже больше 100 работ. При этом мы наблюдаем не только численный рост, налицо очень значительное повышение научной значимости исследований. Работы представляют большой научный интерес. Если вам будет угодно, я могу о некоторых работах сказать отдельно, хотя не хочу этого делать, потому что не хотел как бы предварять результаты нашего конкурса. Представленные работы охватывают 3 направления или номинации.
Первая номинация – история России. Сюда входят работы по истории Российской государственности, по персоналиям в истории России, выдающимся русским дипломатам, писателям, историкам. И, наконец, в этой номинации проходят работы по столь важному вопросу, как собственно установление русского самосознания, как оно возникало, каким образом было связано с духовной традицией.
Вторая номинация – это история Русской Православной церкви и одновременно это история Православной церкви вообще, потому что конечно нельзя рассматривать Русскую Православную церковь в отрыве от других Православных церквей, в отрыве от большой традиции, которая идёт от Византии. От Византии идет единая непрерывная связь времен, от Константина Великого до современности. Знаменательно, что есть работы, которые представлены буквально по последнему периоду нашей истории. Я уже не говорю о работах, которые широко освещают историю Русской Православной церкви синодального периода, периода гонений, которые не раз переживала наша церковь после революции и периода новых отношений Церкви и государства.
Третья номинация – это история Москвы. Конечно, история Москвы неотделима от истории отечества, это не просто история города, его памятников, его архитектуры, его людей. Неоценим вклад Москвы в становление русской духовности. К тому же митрополит Макарий был митрополитом Московским.
Макарьевская премия - академическая, поэтому важнейшим критерием в оценке работ должна стать научная значимость. мы стремимся выполнить нашу работу таким образом, чтобы именно научные критерии были выдержаны, чтобы не согрешить ни перед своей совестью, ни перед людьми, нас уполномочившими оценить конкурсные работы, ни перед будущими поколениями, потому что, если мы в чём то ошибёмся, то потом много лет нам будут пенять за это. Поэтому мы хотели бы, чтобы победителями действительно были наиболее достойные люди. Слава Богу, их много. Сегодня мы не делали оценок, мы определили критерии экспертизы, приоритеты, подходы к формированию оценок. Экспертный совет был абсолютно единодушен в этом. Работа совета будет происходить по этапам, а её результаты будут ясны к лету. Присуждение премии произойдёт, как тут сказал владыка, 19 сентября в день юбилея митрополита Макария.

С. Кравец: Я бы хотел несколько дополнить Сергея Павловича по части истории самих премий. Действительно, митрополит Макарий еще будучи студентом Киевской духовной академии, дал обет не тратить своих гонораров и когда получил несколько гонораров за издание трудов по истории Русской Церкви и догматическому богословию, обратился к Императору с просьбой разрешить использовать эти средства для создания фонда. Интересно, что это была единственная в дореволюционной России совместная премия Императорской Академии наук и Русской Православной Церкви. Когда в 1917 году Поместный собор определял круг наиболее важных дел, относящихся к компетенции, как Синода, так и Высшего церковного Управления, то среди прочих оказалось присуждение Макарьевской премии. Именно поэтому, когда в 1994 году стала выходить “История Русской Церкви” митрополита Макария, из всех возможных церковных знаков внимания, знаков, которыми бы церковь хотела отметить вклад ученых в церковную науку, и была выбрана Макарьевская премия.
Решение об этом было принято в 1995 году, а в 1997 году были присуждены первые премии. Мне, наверное, несколько проще оценить, что за эти годы произошло с Макарьевской премией, потому что с самого начала это происходило на моих глазах. Заслуга церкви, Академии наук и правительства Москвы в том, что эта премия уже третий раз будет присуждаться, за прошедшее время она действительно стала очень важной и для мира науки, и для церковного мира. География премии очень широка: от Риги до Владивостока, уже появляются зарубежные работы. Как член всех трех экспертных советов могу свидетельствовать, что уровень работ очень высокий.
Макарьевская премия, видно пришлась очень ко времени, к тому времени, когда светская наука смогла, открыто, явно, с большим интересом обратиться к церковной истории, а церковная наука перестала замыкаться в своих узко сословных рамках и стала более широко на общеисторическом фоне аннексировать свои церковно-исторические проблемы, т.е. произошло то, о чем всегда и говорил митрополит Макарий, что не бывает истории церковной и нецерковной, история едина. Вот это единство истории, собственно и стало знаменовать собой Макарьевскую премию. Поразительно, что в номинации по Истории России появились работы, рекомендованные церковными учреждениями, т.е. не только светские научные учреждения стали обращаться к церковной тематике, но и церковные учреждения стали обращаться к гражданской истории. Между прочим, сам митрополит Макарий в Киевской духовной академии преподавал гражданскую историю, для него даже такую кафедру специально устроили. Отрадно, что тенденция сближения светской науки и церковной проявляется все ярче, и этому активно способствует Макарьевская премия.

Митрополит Мефодий: Какие вопросы будут?

Корр.: Можно ли ознакомиться со списком участников конкурса?

С. Карпов: Нет пока это преждевременно. Я некоторые темы, если хотите, могу назвать, но имена я бы не хотел называть, понятно по какой причине – не все получат премию.

Корр.: Рецензии будут где-то публиковаться?

С. Карпов: Рецензии публиковаться не будут, у них другие задачи. Рецензии, естественно, закрытые, но они максимально объективны.

Корр.: А работы лауреатов?

С. Карпов: Работы лауреатов печатаются свободно, а рецензенты, если они сочтут нужным, смогут опубликовать свои работы, как развёрнутые научные рецензии, естественно без рейтинговых оценок.

Корр.: В развитии Макарьевских премий запланировано ли расширение круга тем, по которым они будут присуждаться?

С. Карпов: Пока нет. Круг тем по истории и так весьма широк. Но ограничения есть, и они видимо сохранятся. К примеру, на конкурс принимаются только индивидуальные собственные исследования. Если мы решим расширять круг принимаемых работ, наверное, мы как бы немного размоем саму сущность этой перекраской идеи и выйдем за замысел и самого митрополита и нынешних наших учредителей. Три выбранных направления соответствуют представлениям о нашей духовности. Наша задача ведь в том и состоит, чтобы сделать науку вновь единой как она была, не расчленять науку на церковную и на светскую, чтобы это была единая наука, которая изучает единый феномен.

Корр.: И все-таки, если можно наиболее интересную тему назовите, пожалуйста.

С. Карпов: Темы можно назвать. Одна из тем, например, связанна с правлением Иваном Калиты, другая - с учением святого Григория Богослова, очень много тем представлены по истории различных епархий. Есть работы посвященные государственным деятелям, например Победоносцеву, по церковной археологии, по русским патриархам разных веков, по русским монархам, например Ивану Третьему, Ивану Грозному. Есть работы о воззрениях русского народа, об отношении к иконе в разные времена, есть тема о становлении христианской культуры, о церковной политике Советского государства. Есть работы о церковных философах, например о Леонтьеве, о демографии Москвы, о купеческих корпорациях России и их роли в истории России, о благотворительности в России, о древней Руси глазами современников и потомков, как люди разных складов, люди разных поколений, наши соотечественники и иностранцы, видели древнюю Русь и изображали ее. Присутствуют в представленных работах и русские монастыри в разные периоды времени, русское студенчество, внешняя политика России, реформы в России в 18-19 веках, русская церковь в Югославии, русская церковь на Балканах и на Ближнем востоке, православная миссия в Палестине, православие и мусульманство на примере золотой орды, святые древней Руси, древняя Русь в международных связях, мир человека на Руси, шедевры русской иконописи, Русь в эпоху Куликовской битвы, справочное издание по истории Русской Православной церкви, психология войны, история хозяйства церкви, власть и общество с церковной точки зрения, категории русской средневековой культуры. Есть очень интересные темы по истории дворцовых ансамблей Москвы.

Митрополит Мефодий: Позвольте, я скажу несколько слов о перечисленном. Представленные работы охватывают обширный спектр нашей истории, которая действительно не делилась на церковную и светскую. И что интересно и было сегодня отмечено, что, скажем, о выдающемся деятеле нашей страны, нашей истории пишет иностранный автор, иностранец, и пишет на русском языке. Отрадно, что конкурс выходит за пределы нашей страны и что работа представлена действительно серьёзная. И это не просто дань уважения иностранному автору, как в недалеком прошлом: лишь бы как-то поощрить иностранца. Нет, представлена серьёзная работа на соискание премии иностранцем прекрасно владеющим материалом по истории нашей страны. Это уже приятно.

Корр.: Скажите пожалуйста сколько будет всего вариантов премии, каковы существуют степени премии. Каково денежное выражение и кто входит в состав экспертного совета, совпадает ли экспертный совет с списком рецензентов.

С. Карпов: Нет, экспертный совет, конечно, не может совпадать со списком рецензентов, потому что экспертный совет это как бы головная организация. Он состоит из полутора десятка людей, больших специалистов очень высокого класса – это члены Российской академии, это профессора, это выдающиеся учёные в своей области, представители духовных школ, духовных академий. Что касается экспертов, то их список состоит из полутора сот более узких специалистов. Работы будут достаточно широко оцениваться широким кругом людей, каждая работа будет иметь как минимум три рецензента. Таким образом, будет обеспечена абсолютная объективность оценки. Если отзывы окажутся полярными, то работа будет направлена дополнительному рецензенту.

Мы серьезно продумали процедуру конкурса, выбрана рейтинговая система голосования. Для избежания конфликтов интересов, конкурсанты, отстаивающие разные точки зрения не могут рецензировать друг друга. Точно также как мы исключаем рецензирование в той организации, из которой вышла работа. По поводу лауреатов и степеней: присуждается три степени, первая, вторая и третья. Кроме того, есть молодёжная премия. Сумма меняется каждый год в зависимости от возможностей фонда, как правило, в сторону повышения. Начиная с третей степени – от тысячи долларов и выше, а сколько, это зависит от наших меценатов, потому что в фонде в значительной степени, они не государственные. Мы, конечно, стремимся максимально поднять потолок премии.

Корр.: То есть, сколько всего лауреатов в итоге будет?

С. Карпов: Максимально 10. Одна первая премия, вторых и третьих по две в каждой номинации и по одной молодёжной в каждой номинации. Но это не значит, что премий будет столько, премий будет, наверное, меньше, потому что далеко не по каждой номинации может быть присуждена, например первая премия. Мы можем присудить только три первых премии, не присуждать второй премии, все будет зависеть весомости работы.

С. Кравец: Но мы не можем сказать, что их будет меньше. По опыту их никогда не бывает меньше.

С. Карпов: К примеру, в прошлом году не были присуждены первые премии по двум номинациям, не оказалось достойных работ. Мы и в дальнейшем не намерены снижать требования к премируемым работам.

С. Кравец: Среди дореволюционных лауреатов есть просто легендарные имена, а последняя премия уже во время революции была присуждена будущему митрополиту Николаю Ярушевичу за его работу о церковном суде.

Корр.: Имена лауреатов станут известны только 19 сентября?

С. Карпов: Нет, сразу после решения комитета, летом.

Корр.: Кроме материального вознаграждения, будет ли какой то визуальный документ и что это будет?

С. Карпов: Конечно, выдается грамота большая за подписью трёх высоких учредителей, каждому будет выдан диплом и, кроме того, выдаются ещё поощрительные грамоты тем людям, которые имели высокие баллы.

Митрополит Мефодий: Мы надеемся, что лауреаты в этом году получат еще и медаль от Макарьевского фонда.

Корр.: Вопрос по деятельности фонда помимо присуждения премий. Нельзя ли сказать об этом чуть подробней. Какие мероприятия планируются уже в этом году?

Митрополит Мефодий: Я уже говорил, что цель фонда, как мы её представляем, шире задуманного основателем митрополитом Макарием, присуждения премий. Фонд должен работать не только раз в два года, когда надо провести конкурс и наградить победителей. Мы настроены сделать работу фонда постоянной, нацеленной на широкую просветительную деятельность в области истории нашего Отечества. В первую очередь это издательская деятельность. Начнем с книги, посвященной жизни и деятельности основателя премии, идёт работа над сценарием фильма, к праздникам выпускаются доступные для очень многих людей музыкальные кассеты. Мы готовимся провести конференцию и хотели бы назвать её в старой традиции – Макарьевские чтения. Макарьевские чтения, на мой взгляд, могут стать очень полезными, тогда и они войдут в систему жизнедеятельности Макарьевского фонда. По нашей мысли чтения должны проходить не в чисто академической обстановке, они должны собирать обширную, заинтересованную аудиторию, которая может высказать свои мысли и представить соответствующие материалы. Таковы на первых порах наши планы.

Корр.: Чтения будут проходить в Москве?

Митрополит Мефодий: Вы знаете, я думаю, что не только в Москве, потому что и так всё сосредоточено в Москве. Вручение премии будет естественно в столице, такова традиция, так отмечено в положении о премиях. Что касается конференций или Макарьевских чтений, о которых я говорил, они должны быть не только в Москве. С материалами, накопленными Макарьевским фондом, с лучшими конкурсными работами надо познакомить общественность в регионах, туда не все дойдет через СМИ, да и живое общение с ведущими специалистами благотворно влияет на развитие региональной науки. Сегодня уже есть определенные предложения по тематике предстоящих Макарьевских чтений и наших конференций. Есть также предложение сделать эти встречи выездными, как бы передвижными по регионам России, а вот кассеты и видеоматериалы уже сегодня успешно распространяются за пределами Москвы.

С. Карпов: Очень важна издательская деятельность фонда, потому что некоторые работы представлены в рукописи. Вне зависимости получат ли они премию, или не получат, многие из них представляют интерес для общественности и должны быть опубликованы. Было бы очень важно их опубликовать с пометами, что эта работа, как бы апробирована Макарьевским фондом, как некая гарантия качества. Ведь знаете, сколько сейчас выходит подделок, нигде так много подделок нет как в истории, поверьте мне. Подделок огромное количество самого разного свойства. Что делать? Ни какой цензуры на исторический материал вводить не надо. Ну пишет человек глупости, его право эти глупости издать, если, конечно, у него на это есть деньги. Но наше право такую работу отрецензировать. Такого рода лицензия на качество исторического материала может сертифицировать действительный научный продукт.

Корр.: В этом смысле было бы, наверное, интересно опубликовать по завершении конкурса рецензии.

С. Карпов: Это уже решает рецензент, тут вступает в силу авторское право. Я думаю, многие будут опубликованы.

Корр.: А можно ожидать получение информации от фонда обо всех новостях?

Митрополит Мефодий: Я думаю можно, у нас есть интернет – сайт.

Корр.: Я, где-то читал, что Альфред Нобель взял как пример для своей премии опыт учреждения поощрительных премий в России, возможно Макарьевских премий?

Митрополит Мефодий: Трудно утверждать определенно, я могу только сказать, что Нобель был связан с Россией, его дядя здесь жил, он сам капитал делал в России. Конечно, он знал о российской практике премиальных конкурсов. Тем более, что в Росси не одна была поощрительная премия, их было множество разных уровней от Всероссийских академических Уваровской и Петра Великого до гимназических премий с самыми разными положениями. Тогда гарантом таких премий часто выступало государство, и Макарьевская премия также было учреждена по высочайшему указу. Сейчас традиции возрождаются и, кстати, я хотел бы сказать, что в прошлом году указом президента России Макарьевская премия выведена из налогообложения.

Корр.: Владыка, вы находитесь в стенах православной энциклопедии, у вас похожие программы, издательские и т.д. Не будет ли конфликта интересов или наоборот, ваше сотрудничество примет какие то особенные формы.

Митрополит Мефодий: Да, мы действительно по благословению Святейшего патриарха занимаем помещение здесь, в доме который был передан Церкви и где размещается научный центр “Православная энциклопедия”. Да, вот здесь мы трудимся. Что касается конфликтов и переплетения каких то интересов. Я думаю, что у нас интересы общие, одни – просветительская деятельность. Наш принцип - взаимная помощь, тем более что и Макарьевский фонд, и Центр “Православная энциклопедия” церковные организации, поэтому здесь Христос посреди нас должен быть. Здесь присутствует руководитель Центра Сергей Леонидович Кравец, может он имеет какие-то другие мысли на этот счет?

С. Кравец: Во-первых, сам этот дом – это конечно дом не только Православной энциклопедии, хотя здесь размещен наш Центр. Святейший Патриарх, освящая этот дом, сказал, что дому сему надлежит стать домом церковной науки. Именно поэтому по его же благословению сюда переехал Фонд по премиям митрополита Макария, по его благословению здесь выделено помещение Богословской комиссии Русской Православной церкви. Такое соседство приносит пользу всем. Я должен сказать, что от соседства с фондом “Православная энциклопедия” уже сегодня получает некоторые преимущества. Среди тех людей, которые сдают работы на соискание премии уже много наших авторов, а те, кто ещё не стал нашим автором, мы надеемся, станут ими. Конкурс выявляет много специалистов необходимых нам для создания статей для энциклопедии – это, во-первых. Во - вторых очень важно, что фонд, особенно в апреле, когда идёт подача работ, время особенно активной работы, это очень живое место, это место, куда приходят десятки людей, от этого мы тоже выигрываем. Как сказал владыка у нас нет разных задач, задача одна, она просто решается по-разному. Поэтому я думаю, что конфликт интересов здесь не возможен в принципе, а взаимная помощь и поддержка подразумевалась с самого начала.

Митрополит Мефодий: Если больше вопросов нет, мы можем закончить нашу встречу. Благодарю всех принявших в ней участие за плодотворную работу.

По просьбе журналистов Председатель историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Воронежский и Липецкий, ответил на ряд актуальных вопросов жизни Церкви.

Корр.: Не могли бы вы кратко прокомментировать взаимоотношения, сложившиеся на сегодня между государством и Церковью в области имущественных прав, и, в частности, работу Комитета по имуществу?

Митрополит Мефодий: Я хотел бы сказать, что комитет поставил ряд вопросов не приемлемых для церкви и именно в той части, которая принципиально затрагивает само существо рассматриваемой проблемы, то есть вопроса церковного имущества. Ну, к примеру, как предполагается рассматривать имущественную принадлежность церковных книг? Церковные книги это те, в которых печатаются молитвы, или те, в которых не печатаются молитвы? Вот в Библии молитв нет, так значит, можно сказать что Библия и не церковная книга, если исходить из предложенных критериев. Существует ряд вопросов, которые практически не приемлемы для нас, и церковь не может согласиться с этим и даже рассматривать вопросы в таком ключе.

Конечно, имущественные проблемы рано или поздно будут поставлены на повестку дня, и решать их нам придётся, но я думаю, что решение их должно быть обоюдным. Мы не можем вернуться к той системе, когда комитет по имуществу или какая-то другая государственная инстанция определяли за нас, чем мы должны жить и в какую рясу мы должны одеваться, и отдавать нам ее или не отдавать. На мой взгляд, пришло то время когда мы должны встретиться и на совершенно добрых, доверительных основаниях вместе определить то, что сегодня возможно передать. Потому что нельзя огульно подходить к этому вопросу. Но в отношении того, что сейчас уже можно безболезненно передать, вопрос должен быть решен Церковью и Государством совместно.

Корр.: На лето запланирован визит Иоанна Павла II на Украину, по этому вопросу высказался МИД России. Вы, наверное, слышали, что посол России в Ватикане высказал свою озабоченность подготовкой предстоящего визита. Со свей стороны, депутаты Государственной Думы тоже проявляют активность, хотя инициатором думских обращений была столь одиозная личность, как Владимир Жириновский. Не только церковь, но и государство высказывает озабоченность, как вы с церковной точки зрения на это смотрите?

Митрополит Мефодий: Вот вы сейчас перечислили, те лица, инстанции, которые выражают озабоченность по поводу визита Папы Римского на Украину. Конечно, это хорошо, но для меня авторитетным и главным является заявление Святейшего патриарха Алексия II, который выразил свою озабоченность от полноты Церкви. Он заявил, что православный канонический епископат Украины, не приглашал Папу и не выражает никаких положительных эмоций по поводу его визита. Я думаю, что это самое главное, эта та отправная точка для людей церкви, которую мы должны положить в основу своего взгляда на визит Папы. Я всегда за то чтобы любые наши действия, тем более действия высокопоставленных людей умиротворяли общество и не в коем случае не приводили его к конфронтации.

Корр.: А как вы считаете, должна ли светская власть вмешиваться в вопросы межхристианских отношений?

Митрополит Мефодий: Я сегодня просматривал новостные сообщения и обратил внимание на информацию на сайте МИДа, в которой речь идет о проблеме скита на Афоне. Так вот, представитель МИДа сказал, что это вопросы чисто церковные и поэтому МИД в эти вопросы вмешиваться не будет, пусть, дескать, церковь решает свои проблемы сама. Как относится к такому сообщению? Личное моё отношение к этой информации двоякое. Речь идет все-таки о собственности нашей Церкви, Русской Церкви. Церкви, которая находится в России, в государстве, которое мы называем Россия. Поэтому мне кажется, чем больше усилий мы соединим воедино в достижении того или иного вопроса, тем большего добьемся, это будет только на благо. Но коль скоро есть такие заявления, значит об этом говорить еще рано.

Ответственный секретарь Макариевского фонда Алексей Савельев предоставил следующие данные о конкурсе 2001 года:

В соответствии с Положением о премиях, прием конкурсных сочинений был начат 1 февраля 2000 года и окончен 1 февраля 2001 года. На конкурс поступило 119 работ, из них оказалось соответствующими положению о премиях 107. Они допущены к конкурсу и поступят на рецензирование экспертам.
Для сравнения можно привести сведения о предыдущих Макариевских конкурсах 1997 и 1999 годов. На соискание премии Митрополита Макария в 1999 году было подано 114 работ, из которых 95 были допущены на конкурс, а в первом возобновленном конкурсе в 1997 году их было 46.
По трем номинациям конкурсные работы распределяются следующим образом:
“История Православной Церкви” – 53 сочинения;
“История Москвы” – 7 сочинений;
“История России” – 47 сочинений.

Правящие архиереи Московского Патриархата рекомендовали на конкурс 16 работ,
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий – 1 работу;
ЦНЦ “Православная энциклопедия” – 4 работы;
Институт российской истории РАН – 23 работы.
Отрадно, что Макариевский конкурс способствует активизации студенческой молодежи. В конкурсе участвуют студенты московских вузов.
Впечатляет и география представленных работ – от Латвии до Дальнего Востока. В конкурсе участвуют ученые из Новгорода, Кемерова, Иванова, Калуги, Новосибирска, Сыктывкара, Владивостока, Санкт-Петербурга, Улан-Удэ, Ростова-на-Дону, Вятки, Саратова, Витебска, Донецка, Саранска и других городов России и ближнего зарубежья. Предоставили свои научные сочинения исследователи из Греции и Южной Кореи.


Яндекс.Метрика

На главную страницу