Исторические размышления о каноничности   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> 

Процедура   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  (или прославления) в лике   святых " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  настолько привычна в современной православной практике, что обсуждать ее берутся лишь историки, которые вносят в ее обсуждение еще больше путаницы. Впрочем, отсутствие такого обсуждения и четкого представления о процедуре   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  приводит к возникновению значительных трудностей. Мы разумеем прежде всего как известную осторожность в почитании современных подвижников благочестия, так и возникающие у православных христиан вопросы в отношении образов т. н. "неканонизированных"   святых " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> . Выросший из латинства примат иерархической власти в Церкви, выразившийся ярче всего в сергианском аппаратном всевластии, привел к странному омертвению церковного сознания, к боязни мыслить. Предложим же теперь благосклонному читателю несколько соображений на эту тему, могущих послужить к вящей пользе.
Скажем прямо, что христианская древность как таковой процедуры   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  не знала, как не знали ее долго и византийцы. Это действие и понятие появилось в Византии никак не ранее палеологовской эпохи, и, сколь можно судить по источникам, первым   святым " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> , прославленным таким образом, был св. Патриарх Арсений (ХIII в.). В следующем столетии мы уже наблюдаем четырнадцать случаев   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> , включая св. Афанасия I, св. Мелетия Исповедника и   свят " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> . Григория Паламу. Формы же процедуры были прямо заимствованы с латинского Запада. Знаменательно, что русский ученый Е. Н.. Голубинский начинал свой во многом несовершенный труд о   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">    святых " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  в русской Церкви с утверждения о том, что "о   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">    святых " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  в древней греческой Церкви мы почти что не имеем никаких положительных сведений"[1].

Святость

Тут нам придется несколько отвлечься. Дело в том, что современная идея святости несколько отличается от ветхо- и новозаветной, и даже пожалуй в чем-то от святоотеческой. Ветхозаветная святость (La??, кодеш, святыня) точнее всего передается словами "чистота", "сакральная посвященность", и ей более всего соответствует синоним кабод, сияние, а   святой " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  - это тахор или тамим, ритуально чистый, неоскверненный, назир - ритуально очищенный и гадол - великий. Восходит библейское слово "  святой " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> ", ... к понятию "отделённый, вымытый, чистый, обособленный, устрашающий", что указывает на причастность Богу через посвященность Ему. Бог именуется в Ветхом Завете "  Святым " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> ", но и священник, левит (Нав. 16:3) - также "  святой " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> ". Святость прежде всего есть сохранение верности Господу посреди народа, отступившего от Него, принадлежность к "малому благому остатку" - так свят Лот, изведенный из Содома, так свят Ной, укрытый от волн потопа в чреве ковчежном, так уже в Новом Завете свята и Пречистая Богородица, Богоизбранная Отроковица, именно такие оттенки имеет тема Христа - Святого Отрока Господня, с этим отчасти связан образ Христа-Первосвященника. При переводе на греческий и другие языки христианского Востока кадош было отождествлено с греческим Raeio которое почти вытеснило из христианского употребления слово januo ("сакральный, священный"). Так, древнее греческое слово "жрец" (janayo) стало обозначать священника, иерея; храм обычно называется святым, священным именно в этом смысле, хотя на ектении мы молимся именно "о святем храме сем" (...). Бог же Свят присносущною святостию, т. е. по преимуществу; именно поэтому ветхозаветные обозначения Св. Духа как Руах Адонай (в смысле Дух Яхве), Руах Элохим или Руах Кадош в Переводе Семидесяти и в последующем христианском употреблении превратилось в .... В Новом Завете мы видим не только продолжение этой линии, но и важный оттенок в понимании святости как принадлежащей Богу и уделяемой человеку в Таинстве Крещения, а также святости как врачевства (в особенности это видно у св. Павла, который часто называет христиан "  святые " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  во Христе Иисусе"). Эта новозаветная линия продолжается в раннехристианском именовании   святыми " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  тех, кто следует путем воздержания и аскезы. В языке сирийской аскетики появляется технический термин "каддишэ" (...), букв. "  святые " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> ", обозначающий супружеские пары, давшие обет взаимного воздержания и служения Богу[2]. То же видно и в словах, которыми языки древнего Христианского Востока передавали это понятие: так, грузинское цминда связано с корнем "чистить, мыть", то же и в коптском уав. Разумеется, никакой процедуры "возглашения" или "причисления" ко   святым " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  в этом древнем смысле не было. Однако, по мере проникновения в христианский язык юридической терминологии, появилась и закрепилась в сознании христиан идея "праведного раба Божия, поставляемого в пример к подражанию" и с этой целью провозглашаемого торжественно как sanctus, разрешенный, освященный авторитетом (от глагола sancire, ср. рус. санкция).

Юридизм и   святые " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> .

В соответствии с юридическим сознанием развились два разных подхода к этому вопросу - формально-юридический и духовный, подтверждающий (иногда их отождествляют с западным и восточным, что не вполне справедливо, ибо на Востоке часто торжествовал юридизм, а на Западе были примеры решения вопроса о святости "народом"). Греческое слово Piae?noieo, букв. "провозглашение", служащее ныне для обозначения процедуры   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> , появилось довольно поздно в этом техническом значении. Греческие отцы числят за ним только значение исповедания веры и епископского провозглашения.
Западная же практика, начиная с папы Иоанна XV, прославившего своею буллой Ульриха Аугсбургскаго в 993 г., установила две ступени прославления: беатификацию (букв. ублажение, соотв. немецкое Seligsprechung) и   канонизацию " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  (соотв. Heilsprechung). Уже папа Александр III писал шведскому королю Иерониму Капуте, что "никто да не почитает   святого " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  без санкции папы". Закрепил окончательно этот порядок папа Венедикт XIV в энциклике "De servorum Dei beatificatione" (1734). Параллельно в греческом появляется и нечеткий термин PiUaiuoeo ("признание"), видимо как соответствие "беатификации" или как некая промежуточная ступень "  канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> ".
Итак, мы можем констатировать, что как форма, так и содержание процедуры   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  пришли с латинского Запада и порождены юридизмом, свойственным папистической доктрине. Как на Западе, так и на Востоке, оправдывалась эта практика еще и тем, что, дескать, народ - темный, и его учить потребно иерархии - "церкви учащей". В латинском средневековье ходила мрачная история о том, как некий епископ в отдаленном немецком диоцезе обнаружил странного   святого " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> , оказавшегося на поверку просто верным псом, спасшим жизнь своего хозяина, за что благодарные холопы похоронили его с почестями, а их внуки и правнуки стали почитать его как   святого " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> . Во избежание таковых случаев латиняне стали прибегать к беатификации и   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> .
Однако в последнее время и среди католических богословов стали раздаваться голоса против папской легитимизации почитания   святых " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> . Так, например, Фердинандо Делль"Оро в недавно вышедшей книге возражает против двухступенчатого процесса западной беатификации-  канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  как не оправданного богословски и противоречащего самому духу христианства[3].

Каноническое положение   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  в Православии.

Вопрос стоит теперь так: можно ли найти аналог явлению   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  в Православии? Ответ на него исторически надобно дать положительный. Православная Церковь усвоила латинский обычай   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">    святых " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  в целях дидактических, но не придерживалась его строго. Канонисты говорят, что никакого канона, определяющего порядок и даже просто утверждающего необходимость   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> , не существует. Фактически, процедура   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  призвана констатировать наличие или отсутствие тех признаков, о которых писал еще в XVII в. в "Опровержении главенства папы" Патриарх Иерусалимский Нектарий:

1. Безукоризненное Православие;
2. Совершение всех добродетелей, за которыми следует стояние за веру даже до крови;
3. Проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

Нектарий добавляет, что в прежнее время, когда люди были добросовестнее, доставало одних чудес, но в последние времена, когда подделывают чудеса и сочиняют добродетельную жизнь умерших, потребны знамения - нетление тел или благовонный запах от костей. Известен случай, когда на Афоне, в монастыре Ватопеди, были обнаружены при работах в усыпальнице источающие благовоние кости неизвестного подвижника, который стал немедленно почитаться братиею с именем Евдокима. Впрочем, наличие мощей или поклонение им сами по себе никогда условием прославления не были. Просто не было идеи "условия" - как писал Голубинский, - "канонизированный   святой " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> " - это тот, кого почитают, кому служат молебны и кого просят о заступлении. Таким образом, само почитание выражается в следующих проявлениях благочестия:
1. в молитвенном обращении ко святому;
2. поклонении его честным мощам;
3. поклонении его иконам;
4. созидании в его честь храмов;
5. в синаксарном поминовении и
6. в зависящей от этого службе святому (т. н. Poiaoeex Peieioea ).

Как легко можно видеть, даже один элемент из этого списка уже является свидетельством почитания во   святых " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> . Интересно отметить, что термина "местночтимый", оправдывающего ныне некоторые несовмещения памятей   святых " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  в разных поместных Церквах, раньше не было. Во всей Вселенской Церкви первоначально не было отдельных праздников в честь   святых " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  (которых первоначально было очень немного), причем каждая епархия праздновала "своего" апостола, "своих" мучеников и "своих" святителей. Довольно рано в Иерусалиме появляется еженедельная память всех местных   святых " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  в пяток. Во времена св. Иоанна Златоустого стало принято праздновать память всех мучеников через неделю после Пятидесятницы (современный праздник всем   святым " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> ).
Канонизационные процедуры, как считает Голубинский, совершались епархиально на епархиальных же синодах с ведома митрополита[4]. Однако следует полагать, что никакой процедуры канонически утвержденного порядка это не обозначало. Греческая Церковь до ХХ в., например, почитала весь лик мучеников от турок убиенных безо всякой   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> . Подтверждение или опровержение требовалось лишь тогда, когда были сомнения в Православии усопшего праведника, как, например, было на Хиосе в начале ХIХ столетия, где часть народа оспаривала святость одного из мучеников, для чего потребовалось официальное подтверждение, данное св. Патриархом Григорием V. В целом же "право" прославления принадлежало просто местному священноначалию, епископу или митрополиту в епархиях, настоятелям в монастырях.
В этом и состоит положительное содержание   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  - в целях ясности лучше пользоваться термином "прославление" - распространить почитание   святого " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  более широко и указать народу, как именно надобно почитать его, какие молитвы читать и как писать его образа. Никакого папистического "провозглашения", пусть даже и в мягкой форме, как это часто делается в современной православной практике, судя из Предания, вовсе не требуется для почитания прославленного Богом подвижника.
Также вторичны и, в некотором смысле, условны разделения   святых " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  на "категории" ("лики") святителей, преподобных, блаженных - в древней Церкви не было ни их самих, ни инстанции, которая бы решала, "в каком лике" прославить того или иного праведника, более того, древние христиане сказали бы, что такое решение принадлежит одному Богу. Поэтому ссылки на необходимость "разъясняющей инстанции" для "классификации"   святых " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  равно несостоятельны.
Единственный остающийся довод в пользу процедуры   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  - большое количество лже-  святых " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> , о котором писал Патриарх Нектарий и которых надо отделять от истинных угодников Божиих.

Русская Церковь и идеи Евграфа Голубинского

Домакариевское время не знало   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  как общецерковного явления, но именно в порядке коренного преобразования России и ее церковных дел, связанного с усвоением Москве имени Третьего Рима, а Церкви Российской - преемства по отношению к Церкви Нового Рима, Царьграда, по инициативе Митр. Макария перед Стоглавом, соответственно в 1547-м и 1549-м гг. на Соборах были прославлены гласно и принародно   святые " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  праведники и мученики со времен св. княгини Ольги. Но удивительное дело - Стоглав при всей своей законодательной силе не смог, да и не желал изменить формы   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> , принятые Русскою Церковью в дособорное время.   Канонизация " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  как была, так и осталась лишь формою церковного подтверждения уже существующего почитания   святых " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> .
Проф. Голубинский, автор одиноко стоящего труда по истории   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  в Русской Церкви, вместе с большим количеством полезных сведений о русской святости ответствен за разного рода домыслы, а то и просто неверные сведения, тут и там находимые в его книге. Сам труд этот был написан в кильватере позитивистского труда В. О. Ключевского (Москва, 1871) о житиях русских   святых " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  и его византийского аналога - книжки А. П. Рудакова. Автор и сам понимал это, извиняясь в послесловии за недостатки своего детища. Систематическую критику идей Голубинского провел в специально написанной статье один из лучших католических агиологов того времени болландист о. Поль Пеетерс, который, критикуя Голубинского за непоследовательность и путаницу, задал главный вопрос, на который почтенный профессор не дал ответа: именно, как же происходит у православных "  канонизация " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> ", если никто ничего не постановляет о "почитаемых смертных"[5]. Сам Голубинский, как ясно видно из разбора о. Пеетерса, склонялся-таки к мысли, что "правильная"   канонизация " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  - это католическая схема, где праведный "почитаемый смертный" возносится иерархией на ступень   святого " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> , однако ему же приходилось и констатировать отсутствие такового прославления даже в Синодальный период! Для о. Пеетерса, как для регулярного католика, в этом и заключался главный дефект православного почитания   святых " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> , и он считал, что Русской Церкви надо позаимствовать более систематичную практику и учение латинян в целях объединения с ними (читай - подчинения Риму). С недоумением замечал он, что из фактов, приводимых Голубинским, следует, будто народное почитание не только предшествует   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> , но и является основанием для оной! Более того, как видно из истории   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">    свят " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> . Митрофана Воронежского в 1832 г. и св. Феодора Угличского в 1896-м, первоначально верующие приходили на могилу и служили частые панихиды по усопшим, затем к ним прибавлялись молитвы о заступлении, а затем уже служился и молебен, знаменовавший оформление почитания, которому решением церковной власти придавался вселенский статут. Бельгийский ученый иезуит не смог понять только одного, что православное Предание просто не нуждается в   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  по латинским лекалам. Отрицательный и даже парадоксальный вывод о. Пеетерса мы можем повторить в смысле положительном: итак, богослужение (служба, молебен) есть осуществление прославления, оно - основа почитания ("культ   святого " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  есть не только почесть, воздаваемая ему..., но уделение (инвеститура) этого достоинства, уделение возобновляемое и длящееся, при отсутствии которого сама сущность титула исчезает"[6]).
Итак, и краткий экскурс наш, и дискуссия вокруг объяснений Е. Н. Голубинского заставляют повторить наш главный вывод: в Православном Предании не было и нет идеи иерархического установления почитания   святых " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> , и именно православное почитание по местам служит главным критерием признания Церковью святости того или иного подвижника. Именно поэтому следует еще раз прислушаться к словам приснопамятного Вл. Григория Граббе: "В сущности,   канонизация " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">  в Православной Церкви не есть "производство", как у католиков, а утверждение и богослужебное осуществление почитания   святых " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif"> , уже существующего в сознании пастырей и паствы. Через это почитание и услышанные молитвы и чудеса мы познаем, что тот или иной подвижник прославлен Богом. Дело проще в отношении мучеников, почитание которых поэтому иногда совершалось чуть ли ни сразу после их кончины".

1] Е. Е. Голубинский История   канонизации " border=0 src="1155istoricheskie-raz-.files/y-rt.gif">    святых   в русской Церкви (Москва, 1903), с. 13.
[2] В подобном же смысле и понимался сирийскй термин "сыны и дщери Завета".
[3] F. Dell"Oro Beatificazione e canonisazione, excursus storico-liturgico (Roma, 1997).
[4] Голубинский. История..., с. 22.
[5] P. Peeters. La canonisation des saints dans l"Eglise russe // Analecta Bollandiana 33 (1914) 380-420.
[6] Idem , 411.