Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Тысячу лет назад Русская земля просветилась светом Христова Евангелия. С тех пор и доныне Благая Весть продолжает возвещаться в ней и вести ко спасению верных чад Божиих через Русскую Православную Церковь. Неисчислимые сонмы святых угодников Божиих, прославленных и непрославленных, явленных миру и неизвестных ему, спасавшихся в разные эпохи этой 1000-летней истории, как плод красный Божественного сеяния в земле нашей, являются молитвенными предстателями о своих земных сродниках и родном Отечестве.

Ныне Русская Церковь всей своей полнотой - живых и усопших, спасающихся сегодня и ликом прославившихся до наших дней святых, - благочестно возвещает и провозглашает радостное духовное торжество своего благодатного служения.

Бесценно благо спасения человеческого, которое является целью его земной жизни, и великое духовное вдохновение дает созерцание подвигов праведников. Посему, дабы преумножилась радость чад церковных и явилась им сила и слава Божия, Освященный Собор Русской Православной Церкви, изучив жития, чудеса, труды и подвиги нижепоименованных подвижников благочестия, живших в разное время русской церковной истории, выносит свое решение о их канонизации. Итак, в полном убеждении о истинности и достоверности чудес, по молитвам этих подвижников совершающихся, отмечая всевозможные виды их христианской добродетели, высокой духовной жизни и церковного служения, Собор ОПРЕДЕЛЯЕТ: изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания следующих подвижников христианского благочестия:

1. Благоверного великого князя Московского Димитрия Донского (1350-1389), показавшего подвиг праведной и благочестивой жизни. В своем ревностном служении Церкви Христовой, патриотических трудах Отечеству и народу в грозные годы вражеского ига он явился истинным сыном Церкви Русской, вдохновляющим и ныне ее верных чад на самоотверженное служение Богу и людям. В недавнем праздновании 600-летия победы в Куликовской битве утвердилась благодарная почитаемость князя, по слову Евангелия, отдавшего душу свою за други своя (Ин. 15, 13). Он защищал веру Христову, основывал многие монастыри, строил храмы и благотворительствовал бедным.

2. Преподобного Андрея Рублева (1360-1-я пол. XV в.), постника и аскета, известного иконописца, создателя многих икон, ныне прославленных по всему миру, всегда почитавшегося в Троице-Сергиевом монастыре местночтимым святым. О преподобном Андрее современники свидетельствовали как о подвижнике святой жизни, обильно проявлявшем христианскую любовь к ближним. О нем преподобный Иосиф Волоцкий говорит как о сподобившемся видения и созерцания невещественного Божественного Света и явившемся по смерти своей облаченным в сияющие ризы своему сподвижнику по иконописанию Даниилу. Через многое иконы преподобного Андрея, особенно через образ "Святой Троицы", ставший совершенным выражением догмата о Триедином Боге после более чем тысячелетнего его осмысления в православной иконографии, христианское благовестие в наши дни распространяется по всему миру.

3. Преподобного Максима Грека (1470-1556), местночтимого Радонежского святого, чудотворца, монаха-аскета и учителя иноческого жития. Он, будучи узником и страдальцем многолетнего заточения, объединил в себе твердость в вопросах правой веры и личное смирение в подвижнической жизни. Являясь автором разнообразных творений, преподобный изложил в них Богопросвещенные истины православных догматов и, как духовный учитель, углубил святоотеческую традицию.

4. Митрополита Московского и всея Руси Макария (1482-1563), показавшего подвиг добродетельной и постнической жизни, за которую он сподобился дара прозорливости и чудотворения, о чем имеются многочисленные свидетельства его современников. Чудеса, совершенные им, и ныне вызывают благоговейные чувства в сердцах верных чад церковных, с благодарностью вспоминающих своего великого первоиерарха. Как ревностный хранитель чистоты веры, святитель боролся с различными ересями. Его церковная деятельность отмечена прославлением Русских святых, собиранием духовных сокровищ Русской Церкви (Великие Макарьевские Четьи Минеи) и поднятием уровня духовного просвещения.

5. Схиархимандрита Паисия Величковского (1722- 1794), местнопочитающегося в Нямецком монастыре (Румынская Православная Церковь), известного святостью жизни, продолжателя исихастской традиции. Он был собирателем и переводчиком на русский и другие языки святоотеческих творений, результатом чего явилось изданное в России в 1793 году "Добротолюбие". Схиархимандрит Паисий Величковский является возродителем на Руси школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской, Оптиной и в других монастырях и пустынях Русской Церкви.

6. Блаженную Ксению Петербургскую (XVIII-нач. XIX в.), бывшую юродивой, почитавшуюся еще при жизни и на протяжении всего XIX и XX веков скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевания со смирением насмешек блаженная получила от Бога дар прозорливости и чудотворения. Ее часовня на Смоленском кладбище Ленинграда была испещрена благодарениями за соделанные чудеса по ее молитвенному предстательству.

7. Епископа Игнатия Брянчанинова (1807-1867), подвижника благочестия, автора многочисленных творений, аскета и учителя христианской жизни, труды которого по глубине и духовному содержанию раскрывают дух святоотеческого предания и являются его продолжением. Они легко читаемы и понимаемы современным христианином. Епископ Игнатий почитался за святость жизни уже своими современниками, которые видели в нем ученого подвижника и богослова Православной Церкви.

8. Иеросхимонаха Амвросия Оптинского (1812-1891), который, будучи пастырем-старцем, оказал значительное нравственное влияние на современное ему общество. Духовник многих монастырей и пустыней, в своих назиданиях он указывал для людей различных слоев общества единый спасительный путь жизни - покаяние и веру в Промысл Божий. Старец Амвросий смирением и терпением стяжал благодатные дары Духа Святого: рассудительность и учительность, евангельскую любовь и сострадание к каждому человеку, прозорливость и силу врачевания и чудотворения.

9. Епископа Феофана Затворника (1815-1894), двадцать восемь лет проведшего в Вышенской пустыни после 25-летнего усердного и плодотворного служения Церкви Божией на различных поприщах. Епископ Феофан через обширную переписку содействовал духовному возрождению современного ему общества. В своих нравоучительных и истолковательных сочинениях он проявил себя как экзегет и богослов. Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и, как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещенности.

Освященный Собор, благодатию Божией поспешествуемый, причисляя всех вышеупомянутых угодников Божиих к лику святых, милостию Господней прославленных, повелевает:

1. Честные их останки, у коих такие обретаются, считать святыми мощами.

2. Службы сим новым Российским чудотворцам составить особые, а до времени составления таковых, после сегодня прославления памяти их отправлять общие по ликам и чинам: святителям - святительские, преподобным - преподобнические и прочее.

3. Память им праздновать: (указан старый стиль)
благоверному князю Димитрию - 19 мая,
преподобному Андрею Рублеву - 4 июля,
преподобному Максиму Греку - 21 января,
святителю Макарию - 30 декабря,
преподобному Паисию Величковскому - 15 ноября,
блаженной Ксении - 24 января,
святителю Игнатию - 30 апреля,
преподобному Амвросию Оптинскому - 10 октября,
святителю Феофану Затворнику-10 января.

4. Писать новопрославленным святым честные их иконы для поклонения и чествования, согласно правилам VII Вселенского Собора.

5. Напечатать жития их и творения, у коих таковые имеются, для назидания и наставления в благочестии чад церковных.

6. От лица Освященного Собора объявить о сей благой и благодатной радости прославления новых Российских чудотворцев пастве всероссийской.

7. Сообщить имена новых Российских чудотворцев Предстоятелям братских Поместных Церквей для включения их в свои святцы.  

8. Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду.

Молитвами новопрославленных святых да даст Господь Свою милость и благословение всем с верою и любовию притекающим к их небесному предстательству. Аминь.

 

Божией милостью смиренный Пимен, Патриарх Московский и всея Руси. Члены Освященного Поместного Собора Москва, 1988 г., Свято-Данилов монастырь