Доклад на Заседании Межправославной Подготовительной Комиссии, Шамбези 7-13 ноября 1993 г.

1. Вопросы организации Православной Диаспоры в мире были рассмотрены в различных перспективах в течение последних десятилетий. По этому вопросу были высказаны мнения выдающихся богословов, священнослужителей и мирян, особенно после включения данного вопроса в Повестку дня будущего Святого и Великого Собора Православной Церкви. В трудах поместных св. Православных Церквей по вопросу Диаспоры была исчерпана вся проблематика, касающаяся различных аспектов последствий вопроса для экклезиологической, канонической и пастырской миссии Православной Церкви.

В обширном докладе Секретариата по Подготовке Святого и Великого Собора на предыдущем заседании Межправославной Подготовительной Комиссии (10-17.11.1990), выявлены и систематизированы все расхождения и совпадения, содержащиеся в трудах св. поместных Православных Церквей. Были также внесены конкретные, основанные на каноническом предании, предложения для преодоления основных препятствий, а также для окончательного урегулирования юрисдикционного вопроса, который серьезно осложняет организационные структуры Православной Диаспоры. Установленная Первым Вселенским Собором митрополичья система, о которой по-разному говорили в своих докладах на эту тему св. Православные Церкви, была предложена в качестве самой подходящей и соответствующей реальности диаспоры канонической основы, так как посредством незначительных приспособлений могла бы проявить единство Православия, не затрагивая пастырскую чуткость православных национальностей Диаспоры.

Предыдущая Комиссия обсудила подробно в духе взаимопонимания всевозможные перспективы решения серьезной проблемы канонической организации православной Диаспоры. Напряжение, возникающее в богословских дискуссиях, подтверждало озабоченность всех св. Православных Церквей внести свой положительный вклад в дело наилучшего урегулирования вопроса, т.е. предложить приемлемую согласованность национальных чувств Церквей-Матерей по отношению к незыблемым критериям православного канонического предания. Согласование оказалось более или менее трудным, несмотря на конкретные предложения Секретариата. Однако угроза раскола Православия в Диаспоре оказала определяющее влияние на сознание представителей св. Православных Церквей. Никто не был готов согласиться с тем, что мы придем к Святому и Великому Собору без конкретного и канонического предложения об окончательном решении данной проблемы.

Его Святейшество Вселенский Патриарх Варфоломей, председательствующий тогда на заседании Подготовительной Комиссии – в то время Митрополит Халкидонский, – подчеркнул в своем выступлении исключительное значение, которое имеет безотлагательное и правильное решение проблемы Православной Диаспоры для современного свидетельства Православия:

"Православная Церковь сегодня, дорогие братия во Христе, должна, прежде всего, обратить свои взоры на себя и устроить свои внутренние дела. Времена требуют свидетельства и живого присутствия Православия как Церкви, а Православие, как выразитель веры в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, должно быть примером и образцом церковного тела согласно своей экклезиологии, канонам и многовековому преданию. Православную Церковь судит не только окружающий ее мир, который многого от нее ожидает, но и дети ее, особенно молодое поколение, требующее последовательности между теорией и практикой, богословием и церковной жизнью...

Едва ли нужно говорить о важности этого вопроса. В конечном счете, здесь идет речь о компетентности и серьезности нашей Православной Церкви. Потому что все, особенно христиане других церквей и конфессий, знающие православное богословие, удивляются тому, как может существовать и сосуществовать столько "канонических" юрисдикции в различных регионах, имеющих множество епископов в то время, как основные принципы православной экклезиологии запрещают это безоговорочно. Мы, конечно, знакомы с историческими принципами, приведшими к такому положению. Поэтому и на основе икономии это положение сохранялось столько времени. Однако я уверен в том, что все вы согласитесь с тем, что эта ситуация не может продолжаться вечно, тем более когда мы обсуждаем проведение Святого и Великого Собора нашей Православной Церкви. Следовательно, мы должны искать решение этого вопроса, руководствуясь экклезиологией нашей Церкви, а не из каких-то других соображений".

2. Дискуссии на предыдущей Комиссии проводились на основе докладов по этому вопросу, присланных св. Православными Церквами, обширного доклада Секретариата, созданного на их основе, а также предложений представителей св. Православных Церквей, которые часто обращались к многовековому каноническому преданию и практике для того, чтобы найти общую позицию Православной Церкви по этому вопросу. Составление проекта текста было поручено Редкомиссии, которая работала в духе дискуссий Пленарного заседания и попыталась отразить конкретные предложения, внесенные представителями св. Православных Церквей.

Редкомиссия выразила единогласно некоторые предложения, но одновременно столкнулась с серьезными трудностями в достижении полного единодушия по некоторым важным вопросам, представленным, в конце концов, на рассмотрение Пленума. Основные моменты разногласия касались, с одной стороны, настоятельной необходимости выявить, даже не в полной мере, соборное сознание православных епископов в больших или малых регионах всех канонических юрисдикции; с другой стороны, они касались выражения общего пожелания, чтобы Епископские Собрания подготовили постепенный процесс, ведущий к строго каноническому решению вопроса православной диаспоры. Основные разногласия некоторых представителей касались, с одной стороны, способа назначения председателя Епископского Собрания, с другой же, касались определения конкретных регионов, в которых предполагается создать Епископские Собрания.

В вопросе о председательстве Епископского Собрания было, с одной стороны, отмечена совпадающая точка зрения относительно первого в каждом регионе епископа юрисдикции Вселенской Патриархии в качестве председателя первого престола в Православной Церкви. Однако некоторые представители предлагали председателя избирать, а не применять установленную каноническую традицию и практику всеправославных совещаний. Окончательную формулировку соответствующего параграфа (26), касающегоя председательства Епископского Собрания и единогласно принятую, предложил Высок. Архиепископ Калужский и Боровской Климент и дополнил Высок. Митрополит Гор Ливанских Георгий. Высок. Архиепископ Калужский Климент внес, после долгих дискуссий по вопросу о председателе, следующее предложение:

"Я могу предложить другую формулировку в конце параграфа: "под председательством первого епископа, согласно порядку диптихов". Мы не ставим под сомнение тот факт, что согласно порядку диптихов первым епископом является представитель Константинопольской Церкви".

Это предложение было встречено со скептицизмом многими представителями, но было повторено д-ром А. Лахамом, который в частности сказал:

"Я предлагаю принять следующее предложение: "на собраниях будет председательствовать первый из архиереев в порядке диптихов". Мы знаем, что согласно диптихам Константинопольская Церковь занимает место первого престола".

Дальнейшие дискуссии по вышеизложенному предложению привели к его разъяснению посредством дополнительного предложения, которое было внесено Высок. Митрополитом Гор Ливанских Георгием. Он предложил:

"Мы можем упомянуть Константинопольского для большей ясности и добавить, что в случае неприсутствия оного применяется порядок диптихов".

Эта формулировка была принята единогласно и включена в единодушно принятый текст, однако обсуждение вопроса определения регионов, в которых будут созданы Епископские Собрания, было отложено, из-за отсутствия времени, на следующее заседание Подготовительной Комиссии.

3. На Подготовительной Комиссии принят единогласно нижеследующий текст:

"Межправославная Подготовительная Комиссия собралась в Православном Центре Вселенской Патриархии в Шамбези с 10 по 17 ноября 1990 под председательством Высок. Митрополита Геронта Халкидонского Варфоломея при участии представителей всех Православных Церквей с их советниками для нахождения православного консенсуса, касающегося вопроса Православной Диаспоры.

Комиссия, после вступительного слова Высок. Председателя и доклада Секретаря по Подготовке Святого и Великого Собора Высок. Митрополита Швейцарского Дамаскина, на основе докладов св. Православных Церквей, детально обсудила этот вопрос и пришла к решению представить доклад по данному вопросу на предстоящее IV Всеправославное Совещание.

1. а. Комиссия пришла к заключению, что общим изволением всех св. Православных Церквей является скорейшее решение вопроса православной Диаспоры в согласии с православной экклезиологией и каноническим преданием и практикой Православной Церкви.

б. Комиссия также пришла к заключению, что на современном этапе невозможен немедленный переход к строгому каноническому порядку Церкви по этому вопросу по историческим и пастырским причинам. По этой причине она вынесла решение предложить образование какого-то переходного положения, которое и подготовило бы основу для строгого канонического решения проблемы на основе принципов и направлений, которые приводятся ниже. Такая подготовка не должна затянуться далее Святого и Великого Собора Православной Церкви, который собирается в будущем, чтобы прийти к каноническому решению вопроса.

2. а. Комиссия предлагает, чтобы в переходной стадии, во время которой будет подготовлено каноническое решение вопроса, создать или учредить в каждом из нижеуказанных регионах епископские собрания всех канонически признанных епископов того региона, которые будут продолжать подчиняться каноническим юрисдикциям, к которым принадлежат сегодня.

б. Эти конференции будут состоять из всех епископов каждого региона, которые находятся в каноническом общении со всеми св. Православными Церквами и будут под председательством первого из подчиняемых Константинопольской Церкви архиереев, а в случае отсутствия оного – согласно порядку Диптихов. При этих собраниях создается Исполнительный Комитет, состоящий из первых иерархов различных юрисдикции этого региона.

в. Работа и ответственность этих собраний состоит в стремлении показать единство Православия и в развитии совместных действий всех православных каждого региона для удовлетворения пастырских нужд проживающих там православных, для общего представительства всех православных перед инославными и всем обществом региона, для развития богословских наук, церковного образования и т.д. Решения по этим вопросам будут приниматься на основе большинства".

Однако нельзя проигнорировать тот факт, что на предыдущей Комиссии были подробно обсуждены – как на Пленуме, так и в Редкомиссии – вопросы определения регионов Епископских Собраний и общих принципов, исходящих из православного канонического предания, перехода Епископских Собраний к строго каноническому решению проблемы организации православной Диаспоры. Выраженные представителями Православных Церквей точки зрения по данному вопросу были внесены в протокол заседаний Подготовительной Комиссии и нашли свое отражение в предложениях редкомиссии (конечно, без полной поддержки), как они представляются в проекте текста, который не успели обсудить.

4. Секретариат по Подготовке Святого и Великого Собора оценивает положительно факт достигнутого единодушия на предыдущей Комиссии по вопросам, содержащимся в принятом тексте о проблеме православной Диаспоры. Это лишь первый, но, несомненно, важный шаг в правильном направлении. Будущее IV Предсоборное Всеправославное Совещание, которому этот текст отправлен, будет иметь перед глазами конкретное предложение, которое, хотя и не соответствует полностью канонической букве, является, в любом случае, неким правильным выходом из существующих реальных трудностей. Епископские Собрания будут поддерживаться с помощью постоянной активизации соборного сознания, чтобы этим ускорить их шествие к акривии общего канонического предания Православной Церкви.

Все мы хорошо знаем, что предлагаемыми нерешительными действиями невозможно вылечить юрисдикционную раздробленность православной Диаспоры, так как каждая национальная диаспора сохраняет свою зависимость от Церкви-Матери. Однако, уврачевание долголетних реальных ситуаций позволяет восстановить постепенно каноническую акривию. В самом деле, с помощью Епископских Собраний должна наступить разрядка, рано или поздно, юрисдикционного антагонизма и появиться возможность сотрудничать конструктивно ради продвижения единого свидетельства Православия среди наций. В этом духе можно было бы урегулировать и другие специфические вопросы Епископских Собраний, неизбежно возникающие в этот переходный период (церковное подчинение, каноническое поминовение и др. ). Эти вопросы можно включить в перспективу общих канонических принципов, предлагаемых Е.С. в их движении от нынешней церковной икономии к строгой канонической акривии православного предания.

Следовательно, основная цель данной Комиссии состоит в завершении работы предыдущей Комиссии по всем пунктам, по которым не было достигнуто согласия. Этот факт не может и не должен привести к повторению уже состоявшихся дискуссий по каждому вопросу, поскольку такое развитие сделает невозможным рассмотрение всех вопросов Повестки Дня. Работа предыдущей Комиссии по проблемам православной Диаспоры будет дополнена настоящей Комиссией особым текстом относительно нерешенных частных вопросов, а затем он будет представлен IV Предсоборному Всеправославному Совещанию, которое сформулирует окончательное предложение для Святого и Великого Собора.

В этом духе была истолкована вся работа предыдущей Комиссии, определившей специфику миссии данной Подготовительной Комиссии в вопросе о православной Диаспоре. Этот дух отразился и в выступлении Председателя Комиссии – в то время Митрополита Халкидонского, а ныне Вселенского Патриарха Варфоломея, – который подытожил принятые всеми нами выводы:

"Следовательно, все согласны с предложением, которое внес д-р А. Лахам, перечислив все пункты нашего текста и предложив скорый созыв второй Комиссии, работа которой состоит в продолжении рассмотрения вопроса Диаспоры данного проекта текста, вопроса о географическом распределении различных регионов и в обсуждении основных принципов, которые лягут в основу работы всех Епископских Собраний...

Мы показали, что, несмотря на различные точки зрения, имеющиеся у нас и вытекающие из свободы, дарованной нам Богом, мы можем рассуждать, мыслить и принимать решения. Т.о., несмотря на разные подходы, мы в состоянии выполнить наказ наших Церквей, мы справились с нашей обязанностью перед народом Божиим, живущим в диаспоре и сталкивающимся со многими проблемами в инославной, чужой среде, и ожидающим от Церкви указать ему путь среди множества сетей".

Источник: Дамаскин Алекс. Папандреу, митрополит Швейцарский. Православие и мир. – Исследовательский центр Священной Обители Кикку, Кипр. Изд. Ливани – Нэа Синора. [1994].

© Фото http://www.orthodoxresearchinstitute.org/