Комментарии

1) По архимандриту Иосифу ("О Всероссийских Патриархах и патриархшей ризнице") первая дата иная: 23.01/01.02.1589 г.
По "Альбому: Вятские Епархиальные Преосвященные с 1658 по 1914 год" (Вятка, 1914) вторая дата иная: 24.06/04.07.1605 г.
Среди титулов Иова встречаются, например, следующие: "Патриарх Владимиро-Московский и всея Руси и всех гиперборейских земель и всего Северного края". Или: "Патриарх Владимирский, Московский и всея Руси" (последний в "Богословских Трудах" 1968, № 4, с. 263, 267) и т. д.

2) По Амвросию Орнатскому ("История российской иерархии", т. I, с. 42) "... посвящен не был...".

3) По Амвросию Орнатскому ("История российской иерархии", т. I, с. 42) первая дата иная: 11/21.04.1606 г. По архимандриту Иосифу ("О Всероссийских Патриархах и патриаршей ризнице") первая дата также иная: 25.06/05.06.1606 г.

4) Митрополит Казанский. По другим данным вторая дата: 26.12.1614/05.01.1615 г.

5) Митрополит Крутицкий.
По другим данным вторая дата иная: 21.06/01.07.1619 г.

6) По Амвросию Орнатскому ("История российской иерархии", т. I, с. 42) вторая дата (преставления) иная: 28.11/08.12.1641 г., по Забелину И. ("История города Москвы", с. 600) - 29.11/09.12.1640 г.

7) Митрополит Крутицкий.

8) Происхождение Патриарха Иосифа из тамбовских дворян и его фамилия усматривается из реферата А.Н. Барсукова "Всероссийский Патриарх Иоаким Савелов" (СПб., 1891, с. 3).

9) Дата соборного осуждения Никона - 12/22.12.1666 г. По Амвросию Орнатскому ("История российской иерархии", т. I, с. 43) - 12/22.12.1667 г.

10) Митрополит Крутицкий.
По другим данным первая дата иная: 11/21.07.1658 г.

11) Митрополит Ростовский.

12) Митрополит Крутицкий.

13) По Амвросию Орнатскому ("История российской иерархии", т. I, с. 43) первая дата иная: 29.12.1667/08.01.1668 г.

14) У Амвросия Орнатского ("История российской иерархии", т. I) с датами Питирима, в обоих случаях, картина иная. Первая дата: 18/28.05.1672 г. (с. 80), вторая: 18/28.03.1673 г. (с. 44).
По иеромонаху Леониду ("История Церкви в пределах нынешней Калужской губернии". К., 1876, с. 132) поставление Питирима Новгородского в Патриарха было совершено 06/16.07.1673 г., по архимандриту Иосифу ("О Всероссийских Патриархах и патриаршей ризнице") - 06/16.07.1672 г.

15) Митрополит Крутицкий.

16) По другим данным вторая дата иная: 17/27.04.1690 г.

17) По Амвросию Орнатскому ("История Российской Иерархии", с. 44) вторая дата иная: 15/25.10.1700 г.
По другим данным - 15/25.08.1700 г.
С кончиною Святейшего Патриарха Адриана, канонический строй управления Русской Православной Церкви, произволом царя Петра был разрушен: Патриаршество прекращено и вместо него создано государственное управление Церковью, в лице так называемого Святейшего Правительствующего Синода - коллегиального органа из присутствующих в нем совершенно бесправных архиереев, руководимых и контролируемых в своей деятельности "оком государевым" - обер-прокурором Синода, назначавшемся из "добрых офицеров".
Ревниво-подозрительному царскому самодержавию петровской формации мало было вершить судьбами государства и внешней жизнью его населения и оно самонадеянно простерло свою власть и на внутреннюю, духовную стихию народа, стремясь поработить ее и направлять по своему произволу. Насколько домогательство это потерпело провал - доказывается всей последующей, послереволюционной жизнью Православной Русской Церкви в нашем Отечестве.
Для иллюстрации болезненности учиненного царем Петром насилия над церковно-религиозным сознанием Православных Русских людей, полагаем уместным привести следующую историческую справку, извлеченную из труда И. Забелина "История города Москвы" (с. 529-530):
"... Вместо Патриаршества был учрежден Святейший же Синод, получивший и особый Духовный Регламент, по пунктам которого проведены были новые порядки, отменившие многое, что происходило при патриаршей власти. Но авторитет Патриархов столько был силен, что долгое время сохранял еще свои старые порядки по крайней мере в домашних своих установлениях.
На Патриаршем дворе и в соборе в это время сохранялся еще старый церковный обычай, что при священнослужениях в отсутствие Патриарха творили поклонение, как присутствующему, его месту, на котором всегда стоял и патриарший посох. Само собою разумеется, что для новых порядков Духовного Регламента такое обстоятельство представлялось уже великою несообразностью, и потому Святейший Синод 14/25 августа 1721 г. определил: "В Москве, в Успенском соборе и в преждебывшем патриаршем доме, в церкви Двунадесяти Апостолов, патриаршим местам поклонения не творить и во оных, в соборе и в церкви, и в Крестовой палате и в прочих (местах) обретающиеся при патриарших местах посохи, отобрав, отдать в Ризницу". При расспросах по сему предмету ризничий объяснил: "Который де посох в церкви Двунадесяти Апостол, и оный де для того на том месте, что к тому месту, по прежнему обычаю, кланяются они (православные москвичи - Сост.) даже и до ныне" (1722 г. ...)."
То есть кланялись 22 года и, как видно, не собирались прекращать сего благочестивого обычая!
Бесправное положение Русской Церкви продолжалось более двухсот лет: до падения царизма в 1917 году, когда Поместный Собор 1917-1918 гг. восстановил Русское Патриаршество.

18) Митрополит Крутицкий, помогавший в делах управления старцу Адриану в конце его жизни и в/у по его кончине до назначения царем Петром Стефана Яворского Местоблюстителем.

19) С титулом "администратор, блюститель, викарий и экзарх Патриаршего Престола".
С ликвидацией Петром Патриаршества к установлением антиканонического (см. Ап. пр. 34) синодального строя, был назначен первым Президентом Св. Синода.
Митрополит Рязанский и Муромский. Скончался 27.11/08.12.1722 г.

20) В "Сарайской... епархии" (с. 106) читаем:
"... Указом Святейшего Синода от 27 января (07.02) 1719 года Сарскому митрополиту Игнатию велено "в Москве соборную церковь и патриаршую епархию, также и духовные всякие дела, ведать и отправлять, как ведал и отправлял Преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромский...".
Отсутствие в литературе ясных и четких данных об объеме канонических полномочий Игнатия Смолы, возбуждает недоуменный вопрос: был ли он лишь так сказать наместником Стефана в б. Патриаршей области "по административно-хозяйственной части" или был облечен и прерогативами местоблюстительской власти (о чем, кажется говорится в приведенном синодском указе)?

21) Епископ Мелиникийский. В/у совместно с тремя московскими архимандритами: Чудовским, Новоспасским и Златоустовским (позднее замененным Андроньевским).

22) Митрополит Фиваидский.
В/у "обще" с Григорием, епископом Мелиникийским.
Вскоре, однако, Святейший Синод отрешает их от порученного временного управления "... яко чужестранных и российских обычаев не приобыкших персон".
Управление передается Дикастерии во главе с новым Крутицким архиепископом Леонидом Петровским.

23) Архиепископ Крутицкий. С 1723 г. первоприсутствующий член Московской Дикастерии, образованной из бывших Патриарших Приказов, Синодальной Канцелярии и Московской Синодальной Конторы.
"... 07/18 февраля 1727 года канцелярия в Москве была упразднена и осталась одна Дикастерия с расширенными правами по управлению Синодальной областью..." (Профессор Покровский И.М. "Русские епархии...", т. II, с. 352).
По Дурново Н.Н. ("Иерархия Всероссийской Церкви", с. 17) первая дата иная: 10/21.04.1722 г.

24) Архиепископ Ростовский. У Дурново Н.Н. ("Иерархия Всероссийской Церкви") не упоминается, но профессор Покровский И.Н. ("Русские епархии...", т. II, с. 147, прим. 3) сообщает определенно, что после Леонида "... управителем Синодальной области был Иоаким, архиепископ Ростовский...".

25) Епископ Коломенский.

26) Епископ Тверской.

27) Титул Патриарха: Московский и всея России - установлен и утвержден соборным определением от 08/21.12.1917 г., п. 1 (см. Собрание определений и постановлений, вып. 1. Москва, 1918, с. 4) [...]
Титул Патриарха Московский и всея Руси введен после реставрации Патриаршества в 1943 году.

28) Митрополит Ярославский.
Доверенными патриаршими полномочиями "по обстоятельствам времени" практически не воспользовался.

29) Митрополит Крутицкий. В должности Патриаршего Местоблюстителя возглавлял Российскую Церковь с 30.03/12.04 по 27.11/10.12.1925 г. Далее (до дня смерти 29.08/11.09.1936 г.) - номинально.

30) Согласно полномочий, переданных своевременно, Патриаршим Местоблюстителем, митрополитом Крутицким Петром Полянским, митрополиту Нижегородскому Сергию Страгородскому, последний, с 01/14.12.1925 г. возглавил Русскую Церковь в звании заместителя Патриаршего Местоблюстителя, резиденция которого (с весны 1926 г.) находилась постоянно в Москве (первоначально на Лесной улице, затем - в Баумановском переулке).
С 25.11/08.12.1926 по 14/27.03.1927 г. (по ММЛ "РПИ" (792) - с 17/30.11.1926 по 14/27.03.1927 г.) по независящим от него обстоятельствам Церковью не управлял, передав Заместительские права и обязанности другим иерархам (см. выше, в списке, соответствующие годы).
С 1937 г. в связи с кончиною митрополита Петра Полянского правил Церковью в звании Патриаршего Местоблюстителя (см. определение Временного Патриаршего Священного Синода № 147 от 14/27.12.1936 г. и указ Московской Патриархии № 52 от 17/30.01.1937 г.).

31) Митрополит Ростовский. В звании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Позднее - Ленинградский, Одесский (в оппозиции Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию Страгородскому и его Временному Патриаршему Священному Синоду).

32) Архиепископ Угличский, викарий Ярославской епархии. В звании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя.

33) Биографические данные см. "Святейший Патриарх Сергий и его духовное наследство" и в "Журнале Московской Патриархии" за разные годы.

34) Митрополит Ленинградский. В звании Патриаршего Местоблюстителя.

35) Биографические данные см. "Журнал Московской Патриархии", 1970 г., № 2 и мн. другие номера за разные годы.

36) Митрополит Крутицкий и Коломенский; в звании Патриаршего Местоблюстителя.