Ф.Г.Беренштам. 'Христос Воскресе!'. 1916. Издательство Общины Св. Евгении (СПб.).Фрагмент. Ф.Г.Беренштам. 'Христос Воскресе!'. 1916. Издательство Общины Св. Евгении (СПб.).Фрагмент. Ф.Г.Беренштам. 'Христос Воскресе!'. 1916. Издательство Общины Св. Евгении (СПб.).Фрагмент. Ф.Г.Беренштам. 'Христос Воскресе!'. 1916. Издательство Общины Св. Евгении (СПб.).Фрагмент.
Русская пасхальная открытка
Ф.Г.Беренштам. 'Христос Воскресе!'. 1916. Издательство Общины Св. Евгении (СПб.).Фрагмент.
   Светлое Христово Воскресение - торжество торжеств, величайший и радостнейший праздник, древнейший в христианской церкви. Он был установлен еще во времена апостолов, и от них, как наследие, передано нам пасхальное приветствие: "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!"
   С появлением и распространением в конце XIX века открытых писем появилась новая возможность пронести эти слова через версты весенней распутицы и пограничные посты. Показательно, что одни из самых первых отечественных иллюстрированных открыток были выпущены к Пасхе 1898 года: четыре акварели "на весенние сюжеты" известного писателя и художника Н.Н.Каразина стали первым (и весьма успешным) опытом издания открыток, предпринятым Общиной Св. Евгении. В дальнейшем это издательство - без преувеличения, лучшее в России из выпускавших открытые письма - неоднократно обращалась к пасхальной тематике. Ей отдали дань художники И.Я.Билибин и Ф.Г.Беренштам, В.И.Зарубин и И.И.Смукрович, Н.К.Пимоненко и Е.М.Бем - каждый в своей неповторимой манере.Символично, что одни из последних открыток Общины, которые увидели свет в марте 1917 года, изображали украинские "писанки" - расписные пасхальные яйца.
Б.В.Зворыкин. 'Христос Воскресе'. Между 1904 и 1916. Издательство 'Гранберг' (Стокгольм). И.Я.Билибин. 'Христос воскресе!'. 1902. Издательство Общины Св. Евгении (СПб.). М.М.Гермашев. После заутрени. Между 1904 и 1914. Издательство 'Ленц и Рудольф' (Рига).

    Полноцветные пасхальные открытки выходили и в других издательствах: по оригиналам профессиональных русских художников их выпускали такие крупные фирмы, как "Ришар" (С.-Петербург), "Ленц и Рудольф" (Рига) - с ним сотрудничал малоизвестный ныне живописец М.М.Гермашев, а также "Гранберг" (Стокгольм).
    Вообще в Европе производили огромное количество почтовых карточек к празднику Пасхи для российского рынка. При этом множество зарубежных иллюстрированных открыток использовало несвойственную русской традиции атрибутику, как то цыплят и зайцев. Основную же массу составляли черно-белые фотооткрытки сентиментального (в лучшем случае), а чаще всего пошлого содержания.
    А.П.Апсит. 'Христос воскресе!'. Между 1914 и 1917.'Да здравствует республика!.' 1917.
   В короткий промежуток 1914 - 1917 годов у пасхальных открыток появляется новая сюжетная канва, обусловленная внешними и внутренними событиями российской жизни: I мировой войной и Февральской революцией. Весной 1917 года неизвестный художник использовал образ красного пасхального яйца, чтобы иносказательно выразить радость по поводу рождения республики рабочих и солдат.

    Однако вскоре поздравительные открытки к Пасхе на десятилетия исчезли из обихода нового советского общества.
   Б.Николаев. 'Христос Воскресе! Воистину воскресе!'. 1950 - 1970-е. Издательство 'A.Yaremenko' (Нью-Йорк).К.Кузнецов. 'Христос Воскресе!'. 1956 или 1957. Издательство 'N.Martianoff' (Нью-Йорк).
    Впрочем, они продолжали существовать в среде русской эмиграции. Представление о них дает небольшая коллекция, которую РНБ в 1997 году получила в дар от Библиотеки Университета штата Калифорния (США): в 1950 - 1960-х годах парижские и нью-йоркские частные издательства, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США) публиковали почтовые открытки, изображающие обычные пасхальные кушания или же сцены светлого праздника на безвозвратно ушедшей, идиллической и милой родной земле.    
   С начала 1990-х годов в России возобновилось издание иллюстрированных пасхальных открыток.Многие из них воспроизводят (явно или скрыто) образцы начала XX века, а современные художники в своих оригинальных работах, как правило, оперируют крайне ограниченным набором мотивом: храм, кулич и пасха, вербовая ветвь и, разумеется, расписные или крашеные яйца. Чтобы понять, как же велико на самом деле число сюжетов, связанных с празднованием Светлого Христова Воскресения, нужно всего лишь обратиться к опыту русской пасхальной открытки 1900 - 1910-х годов…

Вербное Воскресенье Страстной Четверг Великая Суббота и Пасха Великая Суббота и Пасха Пасхальные игры
Ф.Г.Беренштам. 'Христос Воскресе!'. 1916. Издательство Общины Св. Евгении (СПб.).Фрагмент.   Ф.Г.Беренштам. 'Христос Воскресе!'. 1916. Издательство Общины Св. Евгении (СПб.).Фрагмент.
Ф.Г.Беренштам. 'Христос Воскресе!'. 1916. Издательство Общины Св. Евгении (СПб.).Фрагмент. Ф.Г.Беренштам. 'Христос Воскресе!'. 1916. Издательство Общины Св. Евгении (СПб.).Фрагмент. Ф.Г.Беренштам. 'Христос Воскресе!'. 1916. Издательство Общины Св. Евгении (СПб.).Фрагмент. Ф.Г.Беренштам. 'Христос Воскресе!'. 1916. Издательство Общины Св. Евгении (СПб.).Фрагмент.