Публикации

Сергей Князев.
Генеалогия священнослужителей Коми края.

Духовенство в России

Духовенство считалось привилегированным, почетным сословием в России во все периоды ее истории до 1917 года. Православное духовенство делилось на черное (все монашествующие) и белое, причем к последнему принадлежали как собственно священнослужители (протопресвитеры и протоиереи, пресвитеры, иереи, протодиаконы и иподиаконы, а также причетники в звании псаломщиков), так и церковно-служители (пономари, дьячки и т.д.). Поскольку черное духовенство в качестве отрекшихся от мира монахов не имело потомства, либо прекращало всякие гражданские связи с детьми, родителями и всеми родственниками, говорить о духовенстве как о сословной группе, интересной для генеалогов, можно прежде всего применительно к белому духовенству.

В XVIII в. материальное положение приходского духовенства в деревне было лишь не намного выше, чем у зажиточных крестьян, а в городе было сопоставимо с положением низшей части чиновничества и основной массы посадских (за исключением клира кафедральных соборов и, разумеется, придворного духовенства). В это же время закрепилась практика - формально не узаконенная никаким гражданским уложением или церковным каноном - фактического наследования церковных приходов, когда епархиальный архиерей при уходе "на покой" приходского священника закреплял, по прошению последнего, место за его сыном или зятем. В результате получить приход претендент чаще всего мог путем женитьбы на священнической дочери, для чего в духовных консисториях велись даже списки невест и желающим давались рекомендации.

В это же время окончательно утвердился принцип необходимости духовного образования для занятия священнослужительской должности, закрепленный в Духовном регламенте. Естественно, дети духовенства имели право (а первоначально это право означало и обязанность) на получение образования в духовных училищах.

Жены духовных лиц усваивали их сословную принадлежность и сохраняли ее после смерти мужей (до вторичного брака).

Доказательствами принадлежности к духовному сословию были метрические свидетельства, клировые ведомости, составляемые в консисториях, а также ставленнические грамоты.

 

Клировая ведомость - главный генеалогический документ духовенства

Клировая ведомость - документ о службе лиц духовного сословия. Этот документ назывался еще списки лицам духовного ведомства, послужные списки духовенства и по закону считался актом, удостоверявшим состояние лиц духовного звания. Впервые они были введены в 1769 г. под названием именных списков всем лицам духовного звания православного исповедания. Форма клировых ведомостей была установлена в 1829 г., а в 1876 г. была дополнена графой о собственных имущественных владениях духовного лица, а также его родителей и жены. Клировые ведомости состояли из трех частей: в первую часть вносили сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни; во вторую часть включались послужные списки причта.

Она содержала: фамилию, имя, отчество, дату рождения (возраст указывался на основании метрических свидетельств), семейное положение, степень родства, сословие, образование, место службы, должность, награды,владение землей и недвижимостью, нахождение под судом. Кроме того, в них были внесены все дети членов причта, если даже они проживали отдельно от семьи. В третей части давались статистические данные по приходу. Обычно велось два экземпляра клировых ведомостей, один из которых оставался в приходе, а второй подавался в консисторию.

В настоящее время клировые ведомости хранятся, как в федеральных архивах: фонды Синода, синодальных учреждений, так и в региональных архивах: фонды духовных консисторий, епархиальных управлений, духовных правлений, монастырей, приходских и полковых церквей.

Генеалогические документы по священникам Коми края

Современная территория Республики Коми до 1917 года входила в три уезда Архангельской и Вологодской губерний. Соответственно и клировые ведомости священнослужителей Коми края можно найти в Национальном архиве Республики Коми (НА РК) в трех фондах:

Ф-229 - "Документы духовной консистории Печорского уезда Архангельской губернии", в котором сохранились документы с конца XIX века по 1920 год.

Ф-230 - "Документы духовной консистории Усть-сысольского уезда Вологодской губернии", в котором сохранились документы с 1808 года, когда и было образовано Усть-Сысольское духовное управление, а до этого Усть-Сысольский благочинный округ входил в Яренское духовное управление.

Ф-231 - "Документы духовной консистории Яренского уезда Вологодской губернии", в котором сохранились документы с конца XVIII>века.

Также в НА РК очень интересным в генеалогическом плане является такой источник как газета "Вологодские епархиальные ведомости". Она издавалась с 1864 по 1917 год, 24 номера в год. В ней регулярно сообщались следующие данные о священнослужителях: назначение, перемещение и увольнение всех церковнослужителей Епархии, списки награжденных и учеников всех духовных учебных заведений, биографии и некрологи многих священников, исторические описания приходов.

Так как абсолютное большинство священников Коми края получало духовное образование в Вологодской духовной семинарии, то данные об их обучении (вплоть до табелей успехов и характеристик) находятся и в Государственном архиве Вологодской области:

Ф-466 - "Вологодская духовная семинария", в котором сохранились документы с 1736 по 1917 год.

Родовая община потомков священников Коми края

Наверное, ни одно сословие в СССР не пострадало так, как сословие духовенства. И пострадало оно не за свое материальное благополучие, не за земные блага - у простых служителей Церкви их никогда не было в избытке - а уничтожено оно было за свои убеждения, за веру...

И вот уже четвёртое поколение, ныне живущие правнуки священнослужителей Коми края, в том числе реперессированных, ищут своих предков, хотят знать о них правду. На протяжении всего советского периода дети и внуки не смели даже упоминать о них, уничтожались семейные архивы, документы, письма, фотографии. Уничтожалась сама память о них.

Потомки духовенства Коми края объединились в свою Родовую Общину, координатором которой является генеалог Малыхина Анна Георгиевна. На общих встречах они рассказывают то, что сохранилось в памяти детей и внуков, что ещё можно отыскать в дальних уголках семейных архивов: обрывки писем, фотографий, воспоминаний... Многими членами Родовой Общины составлены родословные священнослужителей Коми края, как правило своих предков: Богословских, Бронниковых, Вишерских, Куратовых, Мысовых, Покровских, Поповых, Роговых, Спасских, Тюрниных, Шумковых и т.д. Так как духовенство в основном заключало браки в своем сословии, то и родословия священнослужителей Коми края очень часто пернесекаются друг с другом.

За пять лет по материалам Национального архива Республики Коми ими собраны сведения о всех служителях Церкви Коми края за XVI - нач. XX вв. Созданы уникальные списки священнических династий и списки церковнослужителей всех причтов, о которых вы можете прочитать ниже.

Династии священников и причты в Коми крае

Как уже было сказано выше, во-первых, происходило фактическое наследование церковных приходов от отца к сыну, во-вторых, получить приход претендент мог путем женитьбы на священнической дочери. Это как нельзя лучше прослеживается в династических древах священнослужителей Коми края.

Еще одним уникальным документом является список причтов по Усть-Сысольскому и Яренскому уездам Вологодской губернии и Печорскому уезду Архангельской губернии (с конца XVIII-го века по 1917 год). По нему можно проследить все ступени службы священнослужителей Коми края.

Если Вас заинтересовала генеалогия Коми духовенства, или Вы являетесь потомками священников Коми края и хотите составить свое родословное древо, а также по любым вопросам, возникшим по этой статье, обращайтесь:

  • по телефону (8212) 43-9978 - Малыхина Анна Георгиевна

  • по e-mail: zhdimenya@chas-daily.com - Князев Сергей