Церковь и власти.

В 1991 году в жизни епархии произошло много и других перемен. Прежде всего это выразилось в общей перемене взаимоотношений между церковными и государственными административными структурами. Ещё несколько лет назад управляющий епархией как об особой оказанной ему чести, упоминал в отчёте Патриарху о том, что был принят председателем облисполкома и имел с ним продолжительную беседу. Но в 1991 году взаимоотношения кардинально изменились. Областная администрация подчёркнуто вежливо и почтительно стала относиться к церковному руководству, стала считаться с мнением архиерея по всем возникающим спорным вопросам, в адрес архиепископа Амвросия регулярно направлялись приветственные и поздравительные адреса по случаю церковных и юбилейных торжеств.

Все направляемые им ходатайства о передаче храмов, строений и прочих церковных нуждах в 1991 году неизменно благожелательно рассматривались и разрешались.

Так по запросу архиепископа Амвросия в облисполком от августа 1991 года было принято решение № 375 от 25 октября 1991 года, которое можно назвать переломным в отношении к Церкви со стороны местной областной администрации. Епархии были переданы в собственность оставшиеся шесть храмов (кроме 2-х раннее переданных) г. Плёса Приволжского района - курортного города республиканского значения. Таким образом, все девять церковных сооружений этого города, храмов и часовен, стали принадлежать епархии. Собственностью епархии стал и знаменитый памятник архитектуры - Крестовоздвиженский храм г. Палеха, раннее принадлежавший Палехскому государственному музею искусств. Следует отметить, однако, что хотя епархия и стала собственником двух величественных ансамблей Крестовоздвиженского храма г. Палеха, а также летнего и зимнего Троицких соборов г. Плёса Приволжского района, пользоваться этими сооружениями она смогла лишь совместно с Палехским государственным историко-архитектурным художественным музеем-заповедником, согласно специального положения, разработанного по аналогии с "Положением о совместном использовании Новгородского Софийского Собора Кремля".

Согласно этого же решения облисполкомом были переданы в собственность епархии здания Покровской церкви в г. Гавриловом Посаде, Успенской и Владимирской церквей в г. Иванове и трапезной части бывшей единоверческой старообрядческой церкви Казанской иконы Божией Матери в центре Иванова. В передаче трех ивановских храмов имелись определенные сложности, но уже в 1991 году шел активный процесс их преодоления.

Владимирский храм в г. Иванове находился на территории секретного военного завода по ремонту космических средств связи. Несмотря на это, областные и городские власти, администрация завода, по согласованию с Министерством обороны начали решать вопрос об отделении храма от территории завода, выведении из нее военных складов и после подведения подъездных путей, соответствующего ограждения, передачи его верующим.

Успенский храм в г. Иванове был занят Ивгорэлектросетью и представлял собой большой электроцех, но было обещано, что и он будет освобожден в течении трех лет, а на конец 1991 года он являлся уже юридической собственностью епархии, арендуемой Ивгорэлектросетью.

В Казанском бывшем единоверческом храме размещалось акционерное общество "Ивановореставрация". После передачи трапезной части храма епархии, здесь основана была домовая церковь Ивановских реставраторов, где к концу 1991 года уже состоялись первые богослужения, и был назначен настоятель храма.

Важным событием в жизни Ивановской епархии этого года было и то, что община старообрядческой церкви Казанской Иконы Божией Матери г. Иванова под руководством уставщика Селина Л. П. изъявила желание перейти в юрисдикцию Русской Православной Церкви. Архиепископ Амвросий рукоположил Селина Л. П. в сан священника, имея в виду его безукоризненную чистоту жизни, долгие годы беспорочного служения в храме Божием, как единственного хранителя храмового имущества. По заявлению общины храма, управление юстиции Ивановского облисполкома зарегистрировало Устав прихода Русской Православной Церкви.

После многочисленных обращений архиепископа Амвросия в подкомитет по свободе совести, вероисповедания и благотворительности ВС РСФСР по вопросу передачи епархии отнятого в шестидесятые годы Троицкого кафедрального собора г. Кинешмы, из Верховного Совета была назначена депутатская комиссия под руководством депутата Федотова В. Я., председателя подкомитета по собственности. Благодаря рекомендациям этой комиссии, а также личному вниманию к проблемам Церкви главы администрации Ивановской области А. Ф. Лаптева епархии наконец был передан Троицкий кафедральный собор г. Кинешмы, после чего на второй архиерейской кафедре в г. Кинешме стала проходить служба в двух соборах: Успенском и Троицком (летнем и зимнем), находящихся в одной церковной ограде.

Решением облисполкома было передано епархии каменное одноэтажное здание дневного психиатрического стационара в г. Иванове, находящееся впритык к восточной стороне ограды Преображенского кафедрального собора г. Иванова. Здесь предполагалось разместить епархиальное Управление. По ходатайству архиепископа Амвросия здание это было передано как компенсация взамен отнятого в шестидесятые годы у епархии помещения епархиального Управления на ул. Мельничной.

Облисполком решил большую часть вопросов и материально-технического снабжения епархии: горюче-смазочными материалами, запчастями к автотранспортной технике, продуктами питания для монастырей и воскресных школ и для официальных приёмов, мукой, стройматериалами, бензином и материалами для реставрационных работ на первое полугодие 1992 года. Были решены и другие важные для епархии вопросы. Для принятия всех этих решений облисполкомом была создана специальная комиссия, в которую по благословению архиепископа Амвросия вошли два сотрудника епархиального управления: секретарь и референт (90).

Не уменьшался приток в Церковь людей, желающих, чтобы над ними было совершено таинство святого крещения: в 1991 году в храмах Ивановской епархии было совершено 34 188 крещений, 902 венчания и 16390 отпеваний, из них очных 2558, заочных 13832 (91).

"В 1992 году в епархии добавилось ещё 12 зарегистрированных приходов, то есть по состоянию на 31 декабря 1992 года в Ивановской епархии было зарегистрировано всего 106 религиозных общин, из которых действовали 92 прихода, которые в свою очередь объединяли 100 действующих храмовых зданий.

В 1992 году зарегистрированы православные общины в следующих населённых пунктах :

1. д. Беляницы Ивановского р-на, часовня "Всех Скорбящих Радосте".
2. с. Богородское Ивановского р-на, Свято-Успенский храм.
3 с. Богородское Шуйского р-на, Свято-Владимирский храм.
4. с. Брюхово Ивановского р-на, Свято-Покровский храм.
5. п. Верхний Ландех, Свято-Никольский храм.
6. г. Вичуга, Свято-Воскресенский храм. (2)
7. с. Корзино Горячевский с/с Савинского р-на, Казанский храм.
8. г. Кохма Ивановского р-на, Благовещенский храм.
9. с. Новоклязьменское Южского р-на, храм Рождества Христова.
10. с. Седельницы Комсомольского р-на, Свято-Георгиевский храм
11. с. Тимирязево Лухского р-на, Покровский храм.
12. с. Щербово Савинского р-на, Никольский храм.

Кроме сельских и деревенских приходов на 31 декабря 1992 года в епархии имелось 3 монастыря, 25 городских и 4 соборных храма, 2 монастырских подворья (92).

В 1992 году было сделано много новых жилых "построек в Свято-Введенском женском монастыре города Иванова; значительно преобразился и вид монастырского храма, на 5 куполах которого засияли золотые кресты. На конец года в обители проживали 50 сестер: 16 в иноческом чине, 4 мантийные монахини, а также 30 послушниц. Монастырь созидался в основном безвозмездным трудом духовных чад духовника монастыря - архимандрита Амвросия (Юрасова).

В Свято-Успенском общежительном женском монастыре села Дунилово Шуйского района на конец года проживало 50 сестер, из которых было 7 монахинь, 7 инокинь и 6 послушниц. Игуменьей монастыря была назначена монахиня Ольга (Соколова).

В Свято-Николо-Шартомском мужском общежительном монастыре подвизались 39 насельников, из которых было 6 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 15 монахов, 11 послушников. В монастыре имелось 3 храма, из которых на конец 1992 года служил один, соединенный с братским корпусом галереей.

Народ духовно голодный, истосковавшийся по церковной молитве и богослужениям, наполнял храмы, особенно городские. Несмотря на то, что многие храмы, открывшиеся в сельской местности, были не укомплектованы церковной утварью, книгами, а порой в них не было даже хора, они медленно, но все же реставрировались на радость верующему народу.

Практически все зарегистрированные в 1991 году приходы на протяжении 1992 года стали действующими, что было достигнуто ценой больших материальных затрат. Из 12-ти зарегистрированных в 1992 году приходов только два из них в этом же году начали свою богослужебную деятельность, а остальным пришлось проводить предварительную работу по сбору средств". (93)

В 1992 году материальное положение Церкви стало ухудшаться. Это было связано с ухудшением материального благосостояния населения. И если в 1992 году ещё "многим храмам оказывали материальную помощь предприятия области и государственные власти (местные советы), то в 1993 году епархия уже не могла ожидать значительной помощи, так как многие предприятия области начали останавливать свое производство, разоряться, появились безработные, число которых все увеличивалось." (94).

Ухудшение материального благополучия Церкви компенсировалось улучшением ее духовного благополучия. "Практически повсеместно священнослужители епархии проявляли большую активность в общественной жизни области, преподавали в общеобразовательных и воскресных школах, выступали по местному и центральному радио и телевидению, посещали с духовно-просветительскими беседами институты, детские сады, библиотеки, предприятия, медицинские учреждения. (95) Посещались также с проповедью и для совершения таинств тюрьмы и воинские части.

Не оскудевало в епархии число людей, желающих принять священный сан и монашеский постриг, благодаря чему и пополнялись кадры священнослужителей. (96) В 1992 году архиепископом Амвросием были рукоположены 35 священников и 7 диаконов (97). После этого число священнослужителей на 31 декабря 1992 года составило: священников - 131, диаконов - 28. Также имелось 23 псаломщика, 5 священников закончили Духовную Академию, 19 имели высшее светское образование, 18 священников и 3 диакона закончили духовную семинарию (98).

"В 1992 году деятельность епархии и церковных приходов значительно упростилась. Это было связано с тем, что к делам Церкви все чаще и чаще стали обращать внимание как рядовые граждане, так и различные объединения и организации.

Практически на постоянной основе стали осуществляться контакты между церковными структурами и администрациями области, городов, поселков и сел. В 1991 году Ивановская областная администрация ввела ставку консультанта по вопросам связи с религиозными объединениями, который вошел в число работников отдела социальной сферы. (99) На эту должность был назначен Груздев А. И. В его задачу входило не ущемление прав Церкви и верующих, чем неленостно занимались ранее уполномоченные по делам религий, а "оперативное реагирование на все проблемы, которые епархия ставила перед областной администрацией”. Консультант проводил в жизнь волю администрации в вопросах религиозной жизни области; способствовал увеличению контактов между епархией и администрацией, организовывал совместные мероприятия (100).