“Мир Мой даю вам”. Архиепископ Иов (Кресович).

“Архиепископ Иов (в миру Владимир Адрианович Кресович) родился на Волыни 15 сентября 1898 года в семье священника. Окончил полный курс Духовной Семинарии. Рукоположен в сан диакона в 1921 году епископом Кременецким Дионисием (Валединским). В 1923 году им же посвящен в сан священника. Пастырское служение проходил в приходах Волынской епархии.

В 1942 году овдовел и в том же году в Почаевской Лавре принял монашеский постриг и 24 июля 1942 года был хиротонисан митрополитом Волынским и Кременецким Алексием (Громадским) в епископа Ковельского, викария Волынской епархии. В 1943 г. - епископ Кременецкий и Дубенский. В 1945 году - епископ Измаильский, в 1947 году - епископ Лысковский. В 1950 году - епископ Великолукский и Торопецкий. В 1953 году - епископ Чебоксарский и Чувашский. В 1956 году - архиепископ Казанский и Чистопольский, в 1967 году - архиепископ Уфимский и Стерлитамакский. В 1973 г. - архиепископ Ивановский и Кинешемский"(94).

Такие краткие данные об архиепископе Иове были посланы секретарем Ивановского епархиального управления протоиереем Николаем Демьяновичем, в ответ на запрос секретаря Крымского епархиального Управления, составлявшего каталог архиереев Русской Православной Церкви. Естественно, что в эти скупые строки не могла вместиться долгая и тяжелая жизнь святителя, который не напрасно при постриге поручил имя великого страдальца.

Его архиерейская хиротония свершилась в тяжкие годы, как для страны, так и для него лично. В самом разгаре была Великая Отечественная война, когда протоиерей Владимир лишился своей супруги и был призван на епископское служение. На оккупированной Украине, где среди многих архиереев наблюдалась тенденция отделиться от Московской Патриархии, Владыка Иов был одним из епископов, сохранивших каноническое общение с Патриархией (95).

Для внешнего наблюдателя архиерейское служение может показаться привлекательным: его называют "Господином" и "Владыкой", ему прислуживают иподиаконы, даже пастыри лобзают ему руку... Но все это внешнее, не более того. Путь каждого архиерея - путь к звездам сквозь тернии и прекрасная митра, которую ему надевают на голову во время службы, символизирует терновый венец Христа.

Архиепископ Иов пострадал во время хрущевских гонений на Церковь. В 1960 году он был осужден на три года заключения за то, что активно пытался противодействовать закрытию церквей в епархии. "Он разъезжал по селам и призывал паству твердо стоять за свои храмы”. Архиепископ Иов был обвинен в неуплате налогов и сокрытии доходов.

В беседе с архиепископом Брюссельским Василием (Кривошеиным), состоявшейся в июле 1960 года, митрополит Николай (Ярушевич) объяснял: "Согласно с установившимися порядками архиереи платят налоги со своего жалованья. Кроме того, они получают на представительство (куда часто входит содержание машины, секретаря, поездки и так далее). Эти суммы налогом не облагаются и в инспекцию не заявляются. А вот к архиепископу Иову придрались, что он эти суммы на представительство скрывал и налогов с них не платил. Но даже в таких случаях, когда кто-нибудь скрывает доходы и не платит налогов, за это не сажают сразу в тюрьму, но предлагают уплатить недостающий налог и только в случае отказа могут подвергнуть наказанию. Архиепископ Иов предложил все уплатить, что с него требуют. Тем не менее его приговорили к 3 годам!"

Потом, в 1971 году, в беседе с архиепископом Василием сам архиепископ Иов, в то время занимавший Уфимскую кафедру, сказал: "Да, все это сущая правда. И знаете, когда я попал в тюрьму, все меня бросили, все отреклись от меня... Испугались. Один митрополит Николай (Ярушевич) не испугался. И до суда и после суда и осуждения поддерживал меня, чем мог, писал мне. Он один!.. После трех лет лагеря ... я три года не был у дел"(96).

На Ивановскую кафедру Владыка Иов приехал больным стариком. За плечами - смерть жены, три года лагерей, война и множество других испытаний. Все это подорвало его здоровье и унесло силы. А в Ивановской епархии ему осталось от владыки Феодосия (Погорского) непростое "наследство": буквально война с церковным советом Ивановского Кафедрального Собора, сложные отношения с церковными советами многих приходов...

Через несколько месяцев после своего вступления на Ивановскую кафедру архиепископ Иов пишет Патриарху: "Изучая состояние Ивановской епархии по отчетным материалам за прошлые годы, я не склонен видеть это состояние в столь мрачных красках. Хочется думать, что и здесь к разрешению подобного рода конфликтных вопросов необходимо подходить более реально: не с позиции предвзятости, а с точки зрения объективного реализма, памятуя, что основной движущей силой такого рода конфликтов является только денежная заинтересованность претендующих лиц на "новый порядок" в приходе.

Лучшей иллюстрацией к такого рода аномалии может служить сложившаяся в недалеком прошлом нездоровая обстановка в Преображенском соборе г.Иванова. Возникший здесь в свое время конфликт во второй половине отчетного года принял особо острый характер, в результате чего нашумевшая через край "молва людская" вынуждена была уступить место рассудительному реализму. И, благодарение Богу, к концу отчетного 1973 года страсти людские значительно улеглись. Как в Кафедральном Соборе г.Иванова, так и в других церковных общинах епархии приходская жизнь постепенно умиротворяется. Изучаются возможности к дальнейшему планомерному восстановлению временно утраченного мира в жизни епархии” (97).

Архиерейское служение Владыки Иова в Ивановской епархии не было отмечено какими- то особо значимыми событиями. Это был уже старый, измученный житейскими невзгодами святитель, не имеющий сил развернуть такую бурную деятельность, как митрополит Антоний или архиепископ Феодосий.

24 июля 1977 года исполнилось 35 лет его архиерейского служения. В управлении епархией архиепископу Иову помогал его секретарь протоиерей Николай Демьянович, который был уже некогда его секретарем, еще до заключения Владыки Иова.

Отец Николай родился "16 января 1908 года в деревне Лыски, Белостокского уезда, бывшей Гродненской губернии, в семье крестьянина. В 1915 году во время военных действий вместе с родителями эвакуировался в центральную Россию и проживал в г.Орехово-Зуеве Московской области, где учился в местной гимназии. В 1919 году вместе с родителями вернулся в родную деревню и там до 1926 года помогал родителям в крестьянских трудах.

В 1926 году поступил в Виленскую Духовную Семинарию, полный курс которой закончил в 1931 году; в том же 1931 году поступил на Богословский факультет Варшавского Университета и в 1935 году окончил его.

В 1937 представил письменную работу на тему "Собор, как высший орган церковной власти", в результате защиты которой был удостоен научной степени магистра богословия. Пастырское служение начал в 1932 году в с.Депултычи Холмского уезда, будучи священником - студентом второго курса. В 1935 году перешел на служение в Виленскую епархию, где получил место настоятеля в г.Волошине Молодеченской области БССР и пробыл там до 1938 года.

В 1938 году был назначен законоучителем средних учебных заведений г.Белостока. С июня 1939 года по август того же года состоял священником при военном госпитале в г.Вильнюсе. В военный период и период немецкой оккупации проживал в г.Вильнюсе, где состоял сверхштатным священником при Михайло-Константининской церкви и работал бухгалтером на хлебозаводе. В апреле 1944 года по освобождении г.Вильнюса от временной оккупации был назначен настоятелем Пречистенского Собора и секретарем Виленско-Литовского епархиального Управления. В этих должностях пребывал до 1949 года. В 1949 году перешел на службу в Минско-Белорусскую епархию, где поочередно занимал должности настоятеля: до 1950 года в г.Логойске Минской области, а после (до сентября 1951 года) в г.Лепеле Витебской области.

В сентябре 1951 года перешел в Чебоксарско-Чувашскую епархию, где состоял секретарем епархиального управления, настоятелем Введенского Собора и благочинным округа. В этих должностях пребывал до 1960 года. С 1960 по 1967 год - делопроизводитель епархиального управления, с 1967 по 1973 - снова секретарь и священник при соборе.

В 1967 году экстерном закончил Московскую Духовную Академию и представил написанную в 1937 году работу, которая признана была Академией соответствующей кандидатской работе. В 1970 году представил в Совет Академии диссертацию на тему "История Православия на Холмщине (1768-1917 гг.)", в результате которой удостоился степени Магистра богословия Московской Духовной Академии” (98). С 1973 по 1980 год он был секретарем Ивановского епархиального управления. Служащим епархиальной канцелярии он запомнился более других секретарей своим высоким профессионализмом, знанием работы секретаря архиерея. Скончался он 6 июня 1980 года в г.Иванове на 73-м году жизни (99). Отпевал протоиерея Николая уже новый архиерей - епископ Амвросий.

Владыка Иов не был лишен дара духовного провидения. Один протоиерей (100), тогда еще мирской молодой человек, обратился к нему с просьбой о постриге в монашество. Владыка в шутливой форме ответил, что пострижет его, если он принесет справку от врача, что неспособен к семейной жизни. И, действительно, этот молодой человек впоследствии женился, стал отцом двух детей и пополнил ряды белого духовенства...

28 сентября 1977 года архиепископ Иов обратился к Патриарху Пимену с прошением освободить его от ставшего непосильным архиерейского служения и отправить на покой. В нем он писал: "15 сентября 1977 года исполнилось мне 79 лет моей жизни, 56 лет коей я посвятил служению Церкви в духовном звании, причем 35 лет из них в архиерейском сане. И, если во все эти минувшие годы моего служения я чувствовал себя в силе, то, начиная с июня месяца текущего года меня стали одолевать присущие такому возрасту немощи: участились головокружения, усилилась сердечно-сосудистая недостаточность, последовала частичная утрата памяти, беспомощность в ногах, а в последние дни - ограниченность в движении кистью и пальцами левой руки. Все это по общему заключению лечащих меня врачей - результат возрастного склероза.

Вполне естественно, что при таком состоянии здоровья служить мне дальше в храме не представляется возможным, равно как и в делах самостоятельного управления епархией я чувствую себя неполноценным. Вот почему я и обращаюсь к Вашему Святейшеству с просьбой почислить меня на покой и предоставить мне, если это окажется возможным, несколько повышенную пенсию, так как, как то известно и Вашему Святейшеству, обстоятельства недавних лет не дали мне возможности сохранить мои скромные сбережения на предстоящую многотрудную пенсионную пору"(101).

“Святейший Патриарх Пимен, однако приняв во внимание большие заслуги архиепископа Иова перед Церковью и в связи с 35-летием служения его в архиерейском сане, решил пока только наградить старейшего по хиротонии архиерея Церковным орденом Св. Владимира 2- ой степени с пожеланием ему скорейшего выздоровления и продолжения служения на Ивановской кафедре.

Пересланная Его Святейшеством награда была вручена немощствующему Владыке Иову 2-го октября в его архиерейских покоях. Обливаясь слезами радости и благодарения, что он не забыт в дни посетившей его скорби, что на склоне лет своего служения Церкви Христовой, он удостоен столь высокой награды от всегда милостивого к нему Святейшего Патриарха, Владыка Иов тут же поручил направить Его Святейшеству благодарность от своего имени. Вместе с тем, будучи всегда строгим к своему архипастырскому долгу и сознавая, что он уже не в состоянии по-настоящему дальше духовно окормлять свою паству, болящий архиепископ Иов тут же просил присутствующих подтвердить его ходатайство о почислении на покой перед Патриархом. В результате такого бесповоротного решения больного старца просьба его была удовлетворена"(102).

"Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 6-го октября 1977 года было определено: Преосвященного Архиепископа Ивановского и Кинешемского Иова, согласно прошению, уволить на покой с назначением пенсии"(103).

“Истово осеняя себя крестным знамением и непрестанно повторяя слова святителя Иоанна Златоуста: "Слава Богу за все!", владыка Иов стал готовиться к выезду к своим родственникам в г.Львов. Ранним утром 12 октября после краткого напутственного молебна в архиерейских покоях ближайшее окружение владыки проводило его на легковых машинах до границы Ивановской области и там, простившись со своим архипастырем, провожавшие одинокими вернулись домой"(104).

В памяти Ивановской паствы, архиепископ Иов остался миротворцем, проповедником любви Христовой. Его секретарь, протоиерей Николай Демьянович, писал: "Приводя нередко известные слова Спасителя нашего - "Мир мой даю вам, мир оставляю вам" (Ин. 14, 27) - в применении их к высказываниям Владыки Иова, можно теперь смело сказать: мир свой по заповеди Спасителя Владыка Иов преподал ивановской пастве, и этот мир оставил он для передачи его как своего рода духовную эстафету своему преемнику, новому архипастырю на Ивановской кафедре” (105).

"Тем же Постановлением Священного Синода от 6 октября 1977 года было определено: епископом Ивановским и Кинешемским быть настоятелю Преображенского Кафедрального Собора г.Иванова архимандриту Амвросию (Щурову).

16 октября архимандрит Амвросий с сопровождающими его лицами отправился в Москву для принятия епископской хиротонии. Днем 17 октября в Белом Зале Московской Патриархии в торжественной обстановке было совершено наречение архимандрита Амвросия во епископа "богоспасаемого града Иванова". Чин наречения возглавил митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (ныне Святейший Патриарх) при участии архиепископа Калужского и Боровского Никона, архиепископа Волоколамского Питирима и епископа Рязанского и Касимовского Симона.

18 октября 1977 года в день памяти Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена за Божественной Литургией в Богоявленском Патриаршем Соборе хиротонию архимандрита Амвросия в особо торжественной обстановке совершили митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, архиепископ Калужский и Боровский Никон, архиепископ Волоколамский Питирим, архиепископ Дмитровский Владимир, епископ Звенигородский Анатолий и епископ Рязанский и Касимовский Симон. В сослужении вместе с Московским духовенством приняли участие и представители от Ивановской епархии - секретарь епархиального управления протоиерей Николай Демьянович и Соборный протоиерей Николай Винокуров. В храме за литургией присутствовали так же представители от мирян Ивановской епархии.

После окончания Литургии митрополит Алексий обратился к новопоставленному епископу со словами напутствия на предстоящий подвиг служения. Вручая ему жезл, символ епископской власти, митрополит отметил, что жезл этот специально был доставлен из Иванова и вручается ему в знак преемственности по Ивановской кафедре"(106). Епископ Амвросий стал первым Епископом Ивановской епархии, рукоположенным из числа ее духовенства.

"Последующие после архиерейской хиротонии дни 19 и 20 октября были посвящены официальным визитам: Патриарху Пимену, который только что вернулся в Москву из заграничной поездки и в Совет по делам религий при Совете Министров СССР"(107).

Ивановцы очень тепло встретили своего нового архипастыря. "Первая встреча произошла на границе Владимирской и Ивановской областей, куда прибыли представители от духовенства и исполнительного органа Собора, чтобы уже на первой пяди Ивановской земли тепло приветствовать своего Владыку. Вторая встреча ждала Владыку в г.Иванове у входа в дом епархиального управления, где ему как новому хозяину поднесены были традиционные хлеб-соль и букет живых цветов. В самом же помещении архиерейского дома совершен был краткий благодарственный молебен о благополучном возвращении путешествующих в родную епархию.

Но самой трогательной и сердечной была встреча Владыки со своей паствой в кафедральном соборе г.Иванова, настоятелем которого он был до своей архиерейской хиротонии. Со словом приветствия от духовенства и верующих обратился к Владыке протоиерей Николай Демьянович. В нем он отметил, что после постигшей Ивановскую епархию скорби в связи с болезнью и уходом на покой архиепископа Иова, после краткого периода сиротства, "Господь послал нам великую радость в назначении достойнейшего преемника в лице Владыки Амвросия, которого мы все давно знаем, как доброго пастыря и сопастыря, готового душу свою положить за други своя, а которого ныне мы зрим в нашем Соборном храме на кафедре архиерейской".

Вспоминая пережитые впечатления от проходивших в Москве торжеств по случаю хиротонии и то, что с благодатным таинством епископства Владыке Амвросию символически в знак преемства по кафедре митрополитом Алексием (Ридигером) был вручен жезл Ивановских архиереев, протоиерей Николай Демьянович сказал: "А мне представляется приятная возможность еще раз подтвердить здесь это преемство вручением Вам, дорогой Владыка, от архиепископа Иова вот этой книги - архиерейского чиновника, как духовной эстафеты, чтобы таким образом, передать Вашему Преосвященству преемственность и в молитве за вверенную Вам ивановскую паству".

Эта впечатляющая встреча глубоко тронула сердца всего присутствовавшего в храме верующего народа, вызвав у многих на лицах искренние слезы умиления.

На следующий день после Божественной Литургии епископом Амвросием и сослужащим ему духовенством Собора совершен был благодарственный молебен, в котором молитвенно воздано было благодарение Господу за проявленную к ивановской пастве великую и богатую милость. В ответ на сказанное по этому поводу протоиереем Николаем Демьяновичем слово, Владыка Амвросий поблагодарил всех присутствующих за молитвы и добрые пожелания, призвав их крепить мир между собою, быть верными чадами Церкви Христовой и добрыми гражданами своего родного Отечества"(108).

С 1977 года, года поставления Владыки Амвросия епископом Ивановским и Кинешемским, в истории Ивановской епархии начинается новый период.