Б И Б Л И О Т Е К А   Я К О В А   К Р О Т О В А
 

Акимова О.А. Межконфессиональные отношения в Боснии (конец XIV - XV век). // Славяне и их соседи. Вып. 7. Межконфессиональные связи в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XV-XVII веках. - М.: Наука, 1999. С. 15-39. 

Реферат сост. Я.Кротов

 

Первая половина 14 в. - организация францисканского викариатства (автор пишет викарии).  Францисканцы считали боснийцев катарами., манихеями, арианами. Папа Евгений IV, 1445 о боснийцах как манихеях.

Высшая ступень иерархии — “дед”, ниже “гости”, “старцы”. Члены церкви - “крестьяне”. Туман относительнон аполненности терминов. Туман о догматике церкви - источники противоречивы, позволяют считать ее и католич., и правосл., и еретической. В среднев. Сербии считались еретиками. Сербский синодик православия называет их “злыми еретиками, проклятыми бабунами” (С. 17). Впрочем, это могло быть отражением ненависти к завоевателям: боснийский бан Степан II Котроманич (1314-1353) внесен в синодик под анафемой после завоевания сербского Хума. Пьемонтский доминиканец Ансельм Александриский (ум. 1279( считал боснийцев православными, и такая т.зр. была и в 15 в. у католиков. Боснийцы против католиков — сатанинская церковь, так как. священники прощают все грехи и этим губят души. О православных: “патриархов выбирают серебром и золотом” (глосса на Груичеве евангелии).

Существование самостоятельной боснийской церкви - по ней говорили о “патаренах, народе боснийском”.

Вопрос о юрисдикции неясен. Вроде бы боснийцы как-то существовали внутри катол. и правосл., но мб речь идет лишь о мимикрии? Церковь государственная. Дубровчане в спорах признавали посредничество деда (“старейшины патаренов”).

С. 19 - боснийцы не принимали крещения, не вступали в брак, не было совместного богослужения, церквей, молились под открытым небом или в домах (“хижах”. Не признавали исповеди. Однако католич. обвинение в непочитании креста неверно. Отмечали все христ. праздники.

Венгерские короли считали себя боснийскими 9rex Ramae), Рим пытался опереться на них. 1200 - король Имре против боснийцев, Иннокентий III объявляет крестовый поход. Доминиканцы, с к. 13 в. и францисканцы. Конфликт орденов, победа францисканцев.

Боснийское королевство существовало с 1377 - коронация бана Твртко. (с к. 12 в. венгерский суверенитет).

1339-40 создание францискан. викариатства в Боснии во главе с Перегрином Саксонским, позднее епископом боснийским. К 13709-м г. до 90 монахов. Несли обязанности приходских. Особенно восточная част - Сребреница, копи серебра и свинца, немецкие поселенцы (сасы).

1386 - первые турки в Боснии.

1402 - письмо папы Бонифация IV  боснийскому викарию - остановить отток рфанцисканцев, викарий доносил о переходе 500 000 боснийцев-еретиков в катличество.

1431 - конфликт короля Твртко II, вроде бы патарена с францисканцем Яковом из Марки - Яков обвиняет его в ереси за нападки на имущество францисканцев. Помирились в 1436. Вообще короли Боснии демонстрировали и верность Риму, и вернотсь своей церкви, что вызывало постоянное недоумение на Западе. 1392 - капеллан Дабиш упоминает “попа Милаца”, католического, но служившего на славянском по латинскому обряду. В 1384 Твртко I венчал боснийский католич. епскоп, получив за это земли. Со смертью в Сербии в 1371 Уроша и Вукашина угасла вевть Неманичей, а Твртко был правнуком Дракутина по женской линии и претендовал на сербскую титулатуру. “Конфессиональная непоследовательноть” (С. 28).

1448 - Степан Вукчич провозглашает себя герцогом, фактически отделяя сво Герцеговину от Боснийского королевства.

Письмо Геннадия Схолария 1454-6 гг. - боснийский дед бежал в Герцеговину, спасаясь от католич. экспансии, принял православие. Запрос монахов, поминать ли его. Схоларий отвечает: дед - православный и серб, как и герцог Стефан. Поминать разрешает, однако, лишь деда. Герцога поминать лишь “в присутствии епископа при благословении трапезы” (17).

1456 - донесение Николая Барбучи из Диррахия папскому легату Иоанну Карвахалу - передает мнение короля Стефана Томаша, который полагал, что боснийцы (манихеи) “более любят турок, нежели христиан, и которые составляют большинство королевства” (29)

1459, май - сдача туркам Смедерева, католики винят боснийцев как предатеелй (29).

1461 - трое боснийских “крестьян” (монахов) отправлены в Рим, их дело разбирает Торквемада, монахи отрекаются, принимают от папы крещение, отправляют их в Боснию, но по дороге один из них бежал под защиту герцга Стефана (29).

1463 - последний король Боснии Стефан Томашевич погиб в борьбе с турками. Поход Мехмеда II. Организация боснийского санджака.

1470 - организован герцеговинский санджак. Окончательное завовевание - 1490.

До 1481 еще упоминается боснийская иерархия, укрывшаяся в Дубровнике - уже крееная православными из Кпля.

Миф о том, что боснийцы предпочли принять ислам - на самом деле, исламизация насильственная, многие бежали или принимали правол. и католич. В 1468 г. мусулдьманских хозяйств 0,9%, в 1489 - 14,5% (С, 35).

Вернуться ко входу в библиотеку Якова Кротова