ПРОСТРАННАЯ ИСТОРИЯ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ЦЕРКВИ.
ПЕРИОД III. ЧАСТЬ 2 (1634-1757)

Сохранение Святых Мест

Окончательное возвращение прав на Святые Места Иерусалимской Православной Церкви в 1634 году ни в коем случае не означало окончание борьбы за палестинские святыни. Неусыпное око Сионской Церкви — Братство Святого Гроба Господня — ожидала новая, еще более жестокая брань за право владеть, содержать и благоустраивать приобретенные в 1634 году святыни. Делать это было особенно трудно, ибо к этому времени Патриархат находился в великой нужде и неоплатных долгах. Не имея большой паствы и постоянных доходов, предстоятели Святоградской Церкви были вынуждены искать финансовой поддержки у других Православных Церквей и государств. Одной из таких опор была молодая Россия и Московский Патриархат.

Главным претендентом на Святые Места являлся все тот же непримиримый Ватикан. Необходимо заметить, что в силу сложившихся обстоятельств, Иерусалимский Патриархат в этот период своей истории очень сильно зависел от Константинопольской Церкви. Царьград помогал отстаивать интересы Иерусалима перед Османским правительством и самим султаном. Здесь принимались жизненно важные решения. Здесь зачастую избирался и сам предстоятель Святоградской Церкви. По этой причине основным и самым надежным способом влияния на положение дел в Палестине становится оказание давления на патриарха Вселенского. Его старались запугать, прельстить дарами, с помощью клеветы и денег добивались его смещения. Порой католикам удавалось добиться пересмотра старых документов и составления новых, как это произошло в 1635 году, когда за 60 тысяч грошей с престола Константинопольской Церкви был смещен в третий раз патриарх Кирилл Лукарис. Но как ни старались латиняне, Иерусалимской Церкви удалось удержать палестинские святыни до самой смерти патриарха Феофана.

Новые посягательства

Приемником неутомимого старца Феофана был избран патриарх Паисий (1645-1660). Получив от султана Ибрагима (1640-1649) подтверждавший законность своего избрания фирман, Паисию сразу же удалось добиться указа, в очередной раз закреплявшего право владения святынями Палестины за Иерусалимским Патриархатом.

Новый патриарх, стараясь найти средства для оплаты долгов и хоть как-то восполнить пустевшую уже не один год казну, много путешествовал по православным государствам. В 1649 году он посетил и Москву. За время его долгого отсутствия участились нападки армян, которым в 1656 году при содействии правителя Газы Хусейна-паши удалось захватить одни из врат в Вифлееме и владения абиссинцев. Много усилий пришлось приложить членам Братства, чтобы к 1657 году эти владения были возвращены в лоно Иерусалимской Церкви. В 1658 году была возвращена обитель св. Иакова.

Неожиданно Хусейна-пашу перевели в Иерусалим и, как следовало ожидать, посягательства армян участились. По их доносу патриарх Паисий был арестован и чудом избежал смертной казни, будучи обвинен в шпионаже в пользу русского царя. Лишь благодаря вмешательству самого султана Магомета IV (1648-1687) Паисий был оправдав и освобожден.

На Поместном Соборе в Константинополе преемником Паисия был избран сионский инок Нектарий (1661-1669). Подобно своим предшественникам, новый патриарх был вынужден испрашивать милостыню на содержание Святого Гроба за пределами Палестины. Нектарий подолгу отсутствовал. Посягательства армян и католиков увеличивались, однако, не имея другого выхода, патриарх снова и снова отправлялся за милостыней. Благодаря этим сборам заботливому предстоятелю Сионской Церкви к 1666 году удалось украсить Крипту в храме Гроба Господня, восстановить Архангельский монастырь, возвести стены вокруг обители св. Саввы и основать в ней для паломников странноприимницу.

В 1666 году с помощью денег и лести католикам удалось добиться от султана документа, дававшего им право на владение Гробом Пресвятой Богородицы в Гефсимании. В том же году латинянам удалось поместить в Воскресенском храме передвижной алтарь, в котором они служили на протяжении семи лет, заграждая проход к Крипте не только православным, но и христианам других конфессий.

К 1668 году положение Иерусалимской Церкви стало резко ухудшаться. Политика и правосудие, как никогда раньше, зиждились на деньгах, а их у Патриархата не было. Зато они были у католиков. Пользуясь поддержкой европейских стран, а в частности посла Австрии, и стараниями иерусалимского судьи, католикам удалось добиться от турецкого султана фирмана, аннулировавшего предыдущий, изданный, как известно в пользу православных. Не имея другого выхода, патриарх решает лично отправиться в Константинополь, где ему Божьим провидением удается добиться свержения неправедного судьи.

Вскоре злочестивые латиняне нашли другой, более верный способ. Они стали скупать у мусульман долги Патриархата и требовать передачи в счет векселей церквей и целых монастырей. Положение было трагическим. За отсутствием средств Вифлеемский храм был на грани разрухи, а обители грузинских монахов вот-вот могли перейти в руки францисканцев.

Патриарх Досифей

Измученный долгой борьбой и находившийся в отчаянии, престарелый патриарх решил уйти на покой. Своим преемником Нектарий назначил деятельного и молодого инока Досифея, которому к тому времени не исполнилось и двадцати восьми лет. 23 января 1669 года его избрание на Святоградский престол было единогласно утверждено собором епископов, собравшимися по этому поводу в Царьграде.

Первым делом молодого патриарха Досифея II (1669-1707) стало создание нового органа управления делами Патриархата – «Собора Старейшин», в который вошли наиболее опытные и влиятельные иерархи и черноризцы Братства Святого Гроба. Здесь произошло зарождение будущих комитетов, которые в тот период возглавили Птолемаидский Иоасаф, Газский Христодул и Лиддийский Неофит. Главой Собора Досифей поставил самого старца Нектария.

С основанием «Собора Старейшин» система управления Патриархатом существенно упростилась и стала максимально эффективной. Ведь, до сих пор за сбором средств ездил лично сам патриарх. Он же улаживал административные вопросы, чинил церковный суд, разрешал трения с политической властью. Благодаря успешному правлению, к 1671 году Братству удалось оплатить католикам предъявленные по векселям долги и даже сохранить обители грузинских монахов. Год спустя, началось восстановление разрушавшегося Вифлеемского храма. Видя такое развитие событий, католики предприняли попытку убить Досифея, однако физически сильный патриарх смог защититься.

Ведя успешную полемику с католиками и протестантами, Досифею удалось на какое-то время перенести эпицентр брани из Иерусалима в Константинополь, где спор стал разгораться уже между католиками и протестантами.

В 1673 году посол Французского королевства граф де Нуантель официально потребовал у Османского правительства «возвращения» палестинских святынь католическим монахам. Однако результатом его требований стало лишь обновление мирного договора от 1604 года между Францией и Турцией. 26 октября 1675 года, после долгих тяжб, великий визирь снова закрепил право владения палестинскими святынями за Православной Церковью Иерусалима.

Утрата Святых Мест

С началом войны Турции против военного альянса Франции, Австрии и Венецианского государства положение вещей в Палестине стало меняться. В 1688 году к альянсу присоединилась и Россия, успешно проведя две Крымские кампании. Со сдачей в 1688 году Белграда Турция стала искать способ приостановить войну. Ей необходимо было скорое перемирие.

Одним из требований этого перемирия Австрия и Франция предъявили немедленную передачу всех палестинских святынь католическим монахам. Благодаря стараниям самоотверженного патриарха Досифея, православным удалось удержать часть Святых Мест, но два свода и апсиды в храме Гроба Господня, место снятия Спасителя с креста, половина Голгофы, право служить литургию на Гробе Господнем, пещерный храм Рождества Христова в Вифлееме и многое другое все же отошло францисканцам.

Возмущал душу способ приведения султанского фирмана в исполнение. Латиняне выбрасывали на улицу святые иконы, кресты и лампады из православных храмов Воскресения, Гефсиманского сада, Вифлеема и других, словно это были не святыни, а нечестивые идолы. Вскоре за этим последовало открытое гонение на состоявших в ордене Братства Гроба Господня монахов. Последние были вынуждены покинуть Иерусалим и укрыться в Дамаске. Многие под страхом телесного уничтожения перешли в католичество. Оставшиеся пребывали в рассеянии. Поклоняться Гробу Господню и пещере Рождества Христова патриарх мог теперь, лишь облачившись в одежду простого паломника. Однако Досифей не пал духом. Как любящий и заботливый отец, патриарх стал обращать к своей пастве одно за другим послания, призывая сохранять присутствие духа, не отчаиваться и благодарить Бога, что Он сохранил палестинские святыни, хоть они и находятся в руках нечестивцев. «…Ведь мы всегда можем притекать к ним и молиться, как это делали пришедшие с востока волхвы и нищие духом пастухи!»

Патриарх Досифей прекрасно понимал, что в создавшейся ситуации реально помочь могло только политическое давление со стороны России. Досифей отправляет в 1690 году в Москву своего племянника Хрисанфа с призывом не оставаться равнодушными к судьбе Гроба Господня и не отдавать христианские святыни на попирание зверю. В 1694 году Иерусалимский патриарх получил от русского правительства ответ, в котором его заверяли, что на переговорах о подписании с Турцией мира Россия поднимет вопрос о Святых Местах. Однако русско-турецкая война продолжилась, и в 1695 году католикам удалось подтвердить за собой право владения палестинскими святынями.

Вскоре, потерпев окончательное поражение от австрийских войск, Турция была вынуждена 26 января 1699 года в Карловце сесть за стол переговоров с Австрией. Положение Турции было, как никогда, удручающим, и вопрос о палестинских святынях не имел для нее особой важности. При таких обстоятельствах Иерусалимской Церкви надеяться было не на что. Свою позицию относительно Святых Мест австрийская сторона изложила в двадцати тезисах, составленных францисканскими монахами. Латиняне требовали:

1. Полного и исключительного владения Святым Гробом Господним с правом служить на нем исключительно католикам и с использованием органной музыки.
2. Полного владения Голгофой с правом производить ремонтные работы в существующем там храме и примыкающей к нему келье.
3. Владения не только местом снятия Спасителя с креста в Воскресенском храме, но и примыкающей с правой стороны кельей.
4. Полной передачи всех сводов, помещений и часовен, а также врат Воскресенского храма.
5. Права на починку и восстановление жилищ монахов Ордена святого Франциска.
6. Произведения официальной переписи всех обителей в Иерусалиме и за его пределами, в которых проживают монахи францисканцы.
7. Передачи храма и пещеры Рождества Христова в Вифлееме.
8. Передачи горных монастырей и храмов.
9. Передачи церквей и монастырей, как и прочих строений в Назарете.
10. Передачи древней Сионской обители.
11. Передачи дома св. Анны и предоставления права служить литургию и творить молитвы в Вифании, на реке Иордан, на горе Фавор, в Тивериаде и Кане Галилейской.
12. Разрешения возводить кельи в Гефсимании.
13. Запрета на использование огня в храме Воскресения Господня.
14. Разрушения возвышающегося напротив католической обители монастыря греков-схизматов.
15. Запрещения всяческое давление на принимающих латинский догмат, дерзающих же обременять штрафом.
16. Извержения из патриаршего сана бранящего францисканцев патриарха Иерусалимского, а если его преемник будет делать то же, да будет извержен и он.
17. Обновления привилегий монахов Ордена святого Франциска указом самого султана.
18. Совместного служения с армянами.
19. Чтобы латинские послы не назначались в Иерусалим.
20. Чтобы все эти тезисы были подписаны самим турецким самодержцем.

Подписание подобного документа явилось бы угрозой полного исчезновения греческого присутствия на Святой Земле. К счастью, этого не произошло. Благодаря стараниям Маврокордата, турецкой стороне удалось отвлечь внимание австрийцев от францисканских тезисов и переключиться на другие аспекты. Вопрос о палестинских святынях было решено пересмотреть после подписания мирного договора.

После окончания очередной русско-турецкой войны, во время подписания мирного договора 1700 года, Россия выдвинула требования возвратить Святые Места греческим монахам. Четырнадцатой статьей этого договора Россия выступала защитницей и покровительницей Православия на Востоке. Однако тому же Маврокордату снова удалось убедить стороны в отсутствии принципиальной важности этого вопроса. Его обсуждение так и не вошло в повестку дня, и было решено возвратиться к нему после подписания мирного договора. Вследствие этого русско-турецкий мирный договор 1700 года был подписан без содержания пункта о Святых Местах. Россия же впредь считалась официальным покровителем Православия на всем Востоке.

С этих пор Россия стала все больше и больше проявлять интерес к судьбе палестинских святынь. Разрешение этого вопроса Петр Великий поручил князю Дмитрию Голицыну, который в 1701 году посетил Великую Порту. Однако Турция на этот раз состояла в альянсе с Францией, Австрией, Польшей и Венецианским государством, и Османское правительство никак не могло удовлетворить требования князя. Султан согласился с Голицыным о правомерности притязаний греков и просил уверить русского царя, что передача Святых Мест латинянам является лишь вынужденной и временной мерой.

С восхождением на патриарший престол Хрисанфа (1707-1731), положение Иерусалимского Патриархата ухудшилось. После своего избрания на Соборе в Константинополе в 1707 году новый патриарх Святого Града в течение двух лет не мог покинуть Царьград за неимением денежных средств для путешествия в Иерусалим.

Чтобы не терять связи со Святыми Местами, патриарх Хрисанф, при отсутствии юридических прав на храм Гроба Господня, добился в 1711 году от турецкого султана разрешения на восстановление Воскресенского храма. Совершенно не обладая средствами для подобного предприятия, патриарх направляет собирателей милостыни в Дамаск и Царьград. Восстановление храма началось в 1719 году и продлилось до марта 1720 года.

Полное возвращение палестинских святынь Иерусалимской Церкви

После смерти патриарха Хрисанфа предстоятелем Иерусалимской Церкви был избран митрополит Кесарийский Мелетий (1731-1737). Многолетний прозелитизм францисканцев насадил в Палестине большое количество приверженцев католицизма. Это весьма затрудняло попытки Братства Гроба Господня возвратить Иерусалимской Церкви святыни Палестины, исконно ей принадлежавшие и неоднократно выкупленные в собственность. Между тем, видя свою безнаказанность, католики стали силой отбирать у православных даже те малые обители, которые до сих пор чудом оставались в их руках, нещадно избивая и изгоняя из монастырей их насельников.

В этот период большую угрозу для православных стали представлять и армяне. Посягательства усугубились, когда в 1730 году их покровитель Али паша стал великим визирем и был переведен в Царьград. Армянам удалось подделать документы, согласно которым остававшиеся в руках православных Святые Места переходили им. Патриарх Мелетий поспешил в Константинополь и сразу же после свержения Али-паши обвинил армян в подделке государственных документов. Новый визирь рассудил спорящие стороны, и султан издал новый указ, которым незаконно отнятые святыни возвращались православным.

Такой исход дела стоил больших денег, и казна Братства была в конец разорена. Не находя средств восполнить ее, утомленный нескончаемой борьбой патриарх Мелетий решил уйти на покой. В марте 1737 года новым предстоятелем Святоградской Церкви был избран митрополит Кесарийский Парфений (1737-1766).

Положение дел в Патриархате неумолимо ухудшалось. Латиняне снова стали скупать долги Братства, чтобы затем отнять по векселям оставшиеся у него святыни. В этот трудный час на помощь Святоградскому патриарху пришли Константинопольские патриархи Паисий II (1747) и Кирилл V (1749), стараниями которых патриарху Парфению удалось собрать деньги не только на оплату предъявленных векселей, но и впервые за многие годы пополнить казну Братства Святого Гроба.

Особое попечение патриарха Парфения об Иерусалимской Церкви, как и следовало ожидать, снова вызвало спор о палестинских святынях. Разобраться в этом вопросе пожелал сам великий визирь. Последующее изучение им вопроса склонило чашу весов правосудия в сторону православных. Вследствие этого султан Осман III издал в 1757 году пространный указ, в котором подробно излагались история Святых Мест и проистекавшее из нее право на владение ими Православной Греческой Церкви Иерусалима.

В результате этого постановления с 23 ноября 1757 года греческий монах навсегда стал стражем Крипты в храме Святого Гроба Господня. Православным было передано все незаконно отнятое католиками в храме Воскресения. 29 ноября православные вошли в Гефсиманский храм, а 11 декабря и в Вифлеемский, удержав за собой и часть прилегавшего к нему сада. Этот бесценный документ султана Османа ΙΙΙ подтвердил и сменивший его вскоре султан Мустафа III, благодаря чему стало возможным завершение передачи православным палестинских святынь.

Дмитрий Гоцкалюк

См. также:

Поместные Церкви : Иерусалимская : История : Исторический экскурс



 версия для печати