КАЛЕЙДОСКОП КУЛЬТУРНЫХ ЭПОХ

Сучава. Церковь Иоанна Богослова

За окошком проплывают дивные маковые поля Румынии. Скорый поезд София-Москва уже второй день ползет в Россию. Я лежу на верхней полке и размышляю, почему в моей жизни случается так, что самые восхитительные путешествия случаются так внезапно, а самые дорогие друзья встречаются так неожиданно. Почему счастье приходит именно тогда, когда перестаешь ждать его. На Пасху мне позвонила однокурсница и говорит: "Ты знаешь, мы через неделю поедем в Румынию, Болгарию, Турцию и Грузию. Давай с нами! - Конечно, да! Наша группа - шесть историков византийского искусства, поэтому маршрут был составлен по памятникам, архитектурным и живописным, византийского периода (т.е. до XV в., исключение составляли буковинские монастыри - они XVI в.), сохранившихся на территории этих стран, в прошлом входивших в состав Византийской империи или находившихся под сильным ее влиянием.

28 апреля. Черновцы - Сучава. Мы прибыли в хорошо известный для евро-автостопщиков пограничный с Румынией молдавский город Черновцы ближе к рассвету. На первом троллейбусе добрались до автовокзала, откуда отходит автобус на Сучаву. Обсуждали по дороге архитектурные достоинства и недостатки черновецкого градостроения. Городок маленький, чистый и уютный, по застройке ближе к европейскому, чем к советскому. В автобусе, ежедневно пересекающем границу с Румынией, изучали азы румынского. Молдавский и румынский - это практически один язык, и румыны с молдаванами хорошо друг друга понимают. Я вспомнила слышанное еще на приеме в румынском посольстве от милого и доброжелательного господина Кристиана Ботеза, атташе по культуре, "Hristos a inviat!" (Христос воскресе!), на которое отвечают "Adevarat a inviat!" (Воистину воскресе!), или просто "Adevarat".

Согласно преданию, в римскую провинцию Дакию, которая находилась на территории современной Румынии, христианство было принесено ап. Андреем и учениками св. ап. Павла . Во II-III вв. приезжавшие сюда по делам торговцы продолжали свидетельствовать о Христе. О крещеных даках упоминает пресвитер Карфагенской церкви Тертуллиан (II-III вв.) в своем трактате "О иудеях", перечисляя известные ему христианизированные народы. Мученики были среди даков уже в первые века христианства - в 1971 г. румынские археологи на дороге, ведущей к холмам Никулицеле (уезд Тулча), обнаружили древнюю базилику, под алтарем которой были захоронены Зотик, Аттал, Камасис и Филипп, мученическая кончина которых произошла при имп. Траяне (98-1117).

Церковь вмч. Димитрия
Субботний вечер в Сучаве бродили по православным храмам - вмч. Димитрия, вмч. Георгия, св. Иоанна Богослова (это семинарская церковь), св. Иоанна Нового. Поскольку время было уже позднее и вечерняя служба окончилась, совершали таинство венчания. Венчание в Румынии служится, как и в Греции, вечером по субботам и воскресеньям. Когда хор поет "Исайя ликуй", диакон распускает орарь, и все вместе - священник, венчающиеся, их свидетели и замыкающий процессию диакон, держась за края ораря, обходят вокруг аналоя. В это время гости в движущуюся процессию кидают рис и конфеты - традиция, распространенная на Балканах, а нищие бросаются под ноги и подбирают. Из других литургических отличий: во время чтения Евангелия пара стоит на коленях, также молитву на снятие венцов священник произносит над коленопреклоненным женихом, а потом невестой. Вино, разбавленное водой, пьет из одной чаши вначале свидетель жениха, потом сам жених; затем свидетельница невесты и сама невеста из другой. После этого откусывают сухой хлебец в такой же очередности. Пение в церквах многоголосное, близкое русскому обиходному, хотя в некоторых храмах (св. Иоанна Богослова в Сучаве, буковинский монастырь Путна) поют древние распевы с исоном, как в Греции. Четырехголосие стали вводить в Румынской Церкви сравнительно недавно - в конце XIX века. Служат по новому стилю, богослужение совершается на румынском языке. Церкви, внутри уютные с ткаными дорожками на полу и рушниками и цветами у икон, снаружи имеют довольно причудливый вид, чем-то похожи на пагоды и бывают двух типов: белокаменные и расписанные с внешней стороны красочными фресками.

Самое сильное впечатление произвели на нас даже не церкви, но люди, местная сучавская молодежь. Вдвоем с моей подругой мы шли по храмам и в каждом из них встречали новых друзей, которые провожали нас до следующего храма. В очередной раз я поняла тогда, что православие везде разное, а православные одинаковые. Никогда не забуду вечера в Кракове. Прошлым летом я принимала участие в международном семинаре по Средним векам, проходившем в Венгрии-Чехии-Словакии-Польше-Австрии. В одну из суббот наша группа остановилась в Кракове, и вечером я по обыкновению пошла на всенощное. Православных в этой католической стране не много - были священник, диакон, хор, трое ребят из Белостока и я - каждый человек на примете. После службы молодой человек и девушка, певчие - Ярек и Оленька позвали меня в гости. Мы забрались под крышу старинного церковного здания (это домовый храм) XV в. и до полуночи гоняли чаи, пели и беседовали беседы. Но расставаться было необходимо - рано утром мне уезжать - меня проводили в отель и одели с ног до головы - подарили вязаный свитер и куртку - прошлым летом в Европе, дождливым и холодным, без теплой одежды я очень страдала. В Сучаве мы пришли в гостиницу в сопровождении более десятка человек. Там нам уже подыскали две машины - Dacia (фирменная румынская) и старенький Volksvagen на завтрашний день для монастырей Буковины за какие-то невероятно небольшие деньги. Румыния - страна дешевая. Румыны шутят, что если объявят голодовку протеста, то никто и не заметит.

29 апреля. Монастыри Буковины. Сучава-Бухарест.

Сучава - это ворота в сказочный мир буковинских расписных церквей. Ранним воскресным утром через эти ворота мы въехали в Буковину. Храмы - полны народа, люди идут, как на праздник, в лучших платьях, некоторые в национальных костюмах, службу многие стоят на коленях, молитвы поют наизусть. При встрече на улице приветствуют друг друга "Христос а инвиат!". То же радостно делали и мы, заходя в новый монастырь. Потрясает крепкая вера и благочестие румын. Невольно вспоминается их тяжелая история, полная стояния на грани принятия мусульманства (XVIII в.), католицизма (XIX в.), протестантизма (XIX в.) и атеизма (XX в.).

С XV по XVIII век румыны (Валахия и Молдавия) оказывали сопротивление наступавшей Османской империи. В 1711 г. турки-завоеватели отдали покоренные территории грекам-фанариотам, жестокое правление которых продолжалось более столетия. В этот период создания, взамен павшей Византии греческого царства, греки усиленно насаждали здесь свою культуру. Прежде номинальная зависимость от Константинопольского Патриархата стала реальной -богослужение совершалось на греческом языке, епископами назначали греков, которые способствовали процветанию симонии в стране, поставляя на церковные должности всякого, кто вносил солидное денежное пожертвование, и т. о. плодили безместных священников, обреченных на бродяжничество, дискредитироваших и без того невысоко стоявший духовный сан.

За Румынию, как и за другие Балканские страны, заступилась Россия.

Освобождение Балканам несла Россия, начавшая в 1768 г. русско-турецкие войны, арена которых расположилась в Молдавии и Валахии. Возможность избавления от турецкого и фанариотского ига румыны видели в присоединении к России. Митрополит Вениамин (Костаки) составил в 1807 г. адрес на имя императора Александра I: "Истреби несносное правление (турецкое), душащее угнетением бедному сему народу (молдаванам). Соедини правление земли сей с богохранимой державой твоей… Да будет одно стадо и один пастырь, и тогда да именуем: "сей есть златый век состояния нашего". В ответ на это послание по решению Св. Синода РПЦ румынские епархии в марте 1808 г. были присоединены к РПЦ. Находившийся на покое киевский митрополит Гавриил (Банулеску-Бодони), поставленный экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии констатировал, что "большинство архиереев-греков не посещало храмов, многие священники не знали последование литургии и были попросту малограмотны". Ориентируясь на Россию, он ввел образовательный ценз для лиц, стремящихся к священству, ограничил число священнических поставлений необходимостью, ввел метрические и приходо-расходные книги… С выводом русских войск в 1812 г., Румыния вновь попала под турецкое и фанариотское иго.

О благодеяниях России вскоре позабыли.

В 1822 г. после Морейского восстания политическая зависимость от Турции стала постепенно ослабевать, были учреждены румынские школы и греческий язык устранен из богослужения. Однако православие теперь ассоциировалось с фанариотской культурой, отношение интеллигенции к России охладело. Когда в 1853 г. русские войска перешли Прут и приблизились к Дунаю, румынские княжества предложили Турции сформировать народное войско с целью противостоять России. В 1859 г. два независимых княжества Валахия и Молдова объединились в одно государство Румынию, избрав князем Александра Кузу, в ходе реформ которого было конфисковано все движимое и недвижимое имущество монастырей, доходы вписаны в госбюджет, многие обители распущены.

В 1865 г. без согласия Константинополя румыны провозгласили автокефалию, высшее духовенство теперь назначал князь, Св. Синод перешел в подчинение светской власти, в богослужение введен орган, григорианский календарь, Филиокве; полная свобода предоставлена протестантскому прозелитизму. После ареста Кузы в 1866 г. на его место западными державами поставлен родственник прусского короля католик Карл, понимавший, что получить законную автокефалию возможно только путем мирных переговоров с Константинополем, где особо не торопились.

И опять на помощь пришла Россия.

Дело продвинулось благодаря русско-турецкой войне 1877-1878 гг., в результате которой Румыния приобрела полную политическую независимость от султана. Вопрос о законности автокефалии, тянувшийся 20 лет, наконец был разрешен с восшествием на Вселенский патриарший престол Иоакима IV .

К середине второго дня мы стали уже разбирать румынский язык, представляющий из себя смесь славянского и латинского (напр, прошение "Господи помилуй" звучит "Домне, милуй ешны"). Румынский язык гораздо ближе к классической латыни, чем другие романские языки: "buna seara" (добрый вечер), "un moment" (одну минуту), "unde este gara?" (где вокзал?). Спасибо по-румынски будет "multumesc". Самая популярная музыка в Румынии - ее слушали наши водители - цыганская стиля manele. Это, пожалуй, одно из немногих культурных благ, приносимых румынскому обществу цыганской общиной, по численности одной из наибольших в мире, насчитывающей 2 тысячи человек.

Авва Сисой над могилой Александра Македонского
Монастыри Буковины, расположенные в прекрасных горах, замечательны своими настенными месяцесловами и архитектурой. Все стены храмов снаружи расписаны фресками, изображающими святых и праздники церковного года. Этому обязаны церкви своими причудливыми крышами. Их пагодообразность объясняется необходимостью предохранять фрески от солнца и дождя. Настенные минологии - явление редкое, однако не уникальное - встречается также в Македонии, экзонартексы церквей украшают росписями и в Греции. Храмы представляют собой чаще всего трехнефные базилики, наружная архитектурная декорация выполнена под сильным западным влиянием (готические окна, порталы). Интересно, что здесь, а потом в Болгарии, мне часто встречался сюжет, вероятно, основанный на не дошедшем до нас литературном источнике. Впервые я обратила на него внимание в Греции в метеорских монастырях - "Преподобный Сисой плачет над гробом Александра Македонского". Что связывает прп. Сисоя и могущественного эллинистического царя-завоевателя?

Монашеская жизнь в румынских обителях возрождается на протяжении последних десяти лет.

Хумор
Хумор (1530-1535), действующий женский монастырь. Первые богослужения проводились на этом месте уже ок. 1400 г. В 1530 г. здесь Александр Добрый начал строительство монастыря, действовавшего до 1785 г., года присоединения Буковины к Габсбургской империи. Литургия возобновлена в 1991 г.

Воронец (ок. 1550), действующий женский монастырь. Румынская Лавра, основана Стефаном Великим, строительство было осуществлено за три месяца и три недели в 1488 г. Здесь подвизался прп. Даниил Отшельник. Монашеская жизнь прекратилась в 1785 г. и была возобновлена в 1991 г.

Рядом с этим монастырем - большая ярмарка знаменитого народного шитья. Несмотря на спокойно-медлительный, замученный материальной нестабильностью, внешне холодноватый характер румын, народная вышивка - красочные скатерти, блузки, юбки - свидетельствует о внутренней жизнерадостности и душевной мягкости этого народа.

Молдовица
Молдовица (1532), действующий женский монастырь. Около 1410 г. на месте деревянной церкви Александр Добрый возвел новую каменную, перестроенную в 1532 при Петре Рареше. Самые замечательные композиции минология Молдовицы - "Осада Константинополя в 626 году" и "Древо Иессеево".

Сучевица (1582-1584), действующий женский монастырь. Это один из двух самых больших и красивейших (наряду с Драгомирной) женских монастырей Буковины. С начала XVI в. в долине реки Сучавы селились отшельники. Первое документальное упоминание относится к 1586 г. и связано с именем митрополита Георга Мовилы.

Здесь пообедали. Излюбленное румынское национальное блюдо - суп ciorba de burta или de leguma. В остальном турецко-балканская кухня общая: балканский салат из огурцов, помидоров, оливок и брынзы; жареное мясо, сладости типа баклавы, катаив, халвы.

Арборе (1541), приходская кладбищенская церковь. Носит имя Луки Арборе - дворянина при дворе Стефана Великого. Наружные росписи выполнены Драгошем Команом Ясским, приглашенным в 1541 г. Анной, дочерью Арборе.

Венчание уже закончилось, и гости, и местные бабушки, и священник в церковном дворе пили за здравие молодых. Отмечать многолюдные праздники около храма принято также и в Болгарии, и в Грузии - там, где церковь является органичной составляющей человеческого бытия.

Петреуци (1487), приходская кладбищенская церковь. Самая маленькая из основанных Стефаном Великим. Построена в 1487 г как монастырь для инокинь, имеющих намерение ухаживать за ранеными солдатами.

Трогателен сельский уют Буковины с аистами на крышах домов, придорожных столбах и бабушками на завалинках. Проезжая через страну, видишь, что на некоторых домах вывешены черные ленты, - в знак скорби об умерших родных.

Путна (1466-1481), действующий мужской монастырь. Основан Стефаном Великим как усыпальница на месте упавшей стрелы. Храм перестроен в 1653-1662 гг. и представляет собой белокаменную базилику без наружных росписей.

Бывает так, что лишь ступишь в монастырь и ощущаешь совершенно особенную атмосферу аскезы и близости к Богу. Таких мест на земле немного. А когда Бог рядом, то все становится предельно ясно, в этот момент находят свое разрешение и освобождают душевную гладь все тяготившие ее житейские вопросы, ибо ничтожно малы они по сравнению с тем, что приходит в эти редкие минуты.

В монастырском музее Путны хранятся церковная утварь, рукописные кодексы от XIII в. и литургические ткани золотого шитья XV-XVI вв. - церковные завесы, воздухи, плащаницы Христа и Богоматери.

Здесь мы обратили внимание на то, что некоторые рукописи и печатные книги - кириллические, другие же на латинице. То же и в надписях на фресках и иконах.

Румыны были единственным романским народом, принявшим славянский язык в церковной и светской литературе. Это было обусловлено зависимостью румын от Болгарской Церкви в тот период, когда румыны еще не имели своей румынской письменности. Рукописи и первые печатные книги, изданные в Валахии в начале XVI в. иеромонахом Макарием - на церковнославянском языке. Первая печатная книга на румынском языке (Филипп Молдован, сер. XVI в.) - Катехизис, не сохранилась. Со второй половины XVI в. осуществлялась программа по изданию богослужебных книг на румынском языке, затянувшаяся вплоть до XVIII в. Первые опыты совершения богослужения на румынском относятся к 1635 г. До XIX в. румыны пользовались кириллицей, современный же алфавит состоит из 28 латинских букв.

Встречались нам надписи на фресках и тканях на греческом языке, выполненные в период господства греков- фанариотов.

Драгомирна
Драгомирна (1610), действующий женский монастырь. Маленькая церквушка была построена здесь в 1602 г. Анастасием Кримка вместе с боярами Лупом и Симеоном Строичи. На ее месте в 1609 г. возведена большая, удивительная по своей архитектуре базилика, соединяющая готические элементы с традиционно молдавской системой куполов -очень высокая и узкая она плыла к горизонту как корабль в вечернем тумане.

Ночным автобусом из Сучавы уехали в Бухарест.

30 апреля. Бухарест. Монастырь Козиа.

После бессонной ночи в душном автобусе рано утром нас встретила кошмарная помпезная, отмеченная почерком Н. Чаушеску, пытавшегося создать образцовый социалистический город, архитектура Бухареста XVI-XX вв. Впечатление дополняли грязь, разруха и бродящие оборванные цыгане. Бухарест так же тяжело воспринимать после изящных монастырей Буковины, как и Софию после В. Тырново или Земена. Уродливой кажется современная архитектура после средневековой, высокохудожественной и прекрасной.

Основанный пастухом по имени Букур, стал столицей Валахии в 1459 г., во время правления Влада Тепеше (Дракулы). Столица Румынии с 1862 г.

В храме св. Георгия Нового выставлены мощи румынских новомучеников.

В 1711 г. император Петр I вместе с молдавскими и валашскими господарями предпринял Прутский поход против турок. Поход окончился неудачно. Валашский князь Брынковяну и три его маленьких сына были привезены в Константинополь и в 1714 г. публично обезглавлены. Их головы выставили в Городе, а тела, выброшенные в море, выловили рыбаки и погребли в монастыре на острове Халки близ Константинополя. Позднее мощи святых мучеников перевезли в Бухарест и выставили в храме св. Георгия Нового.

Полдня провели в невозможном из-за жары автобусе и поезде…

В монастыре Козиа
Козиа (XIV в.), действующий мужской монастырь. Из прекраснейших мест Румынии по сочетанию эстетического единства удивительной природы, византийской архитектуры, совсем не похожей на ту, что мы видели в Буковине, горного ароматного воздуха и древних распевов. Основан в конце XIV в. Мирчей чел Бэтрын (1386-1418 гг.). Это типичный для сербской архитектуры, влияние которой наравне с болгарской и греческой испытала на себе румынская, однонефный триконх. Полосы лицевого кирпича чередуются с затертым раствором оштукатуренным камнем, как в Куртя де Арджеш и Рильском монастыре в Софии. Рядом с монастырем на горочке, где стоят келии монахов, как свечка горит маленькая больничная кирпичная церквушка (1542 г.) посреди поля, усыпанного белыми полевыми цветами.

Автокефалия Румынской Православной Церкви была провозглашена в 1885 г., о чем свидетельствует патриарший синодальный томос, подписанный и запечатанный Вселенской Патриархией. С 1925 г. Румынская Православная Церковь имеет своего патриарха. 1986 г. на патриарший трон возведен блаженный Феоктист. Церковь в Румынии является юридическим лицом общественного права (статья 186 Устава РумПЦ). Государство оказывает Церкви значительную материальную поддержку, выделяя средства из госбюджета на зарплату клирикам и служащим РумПЦ, расходы епархиальных и патриарших центров. Церковь разделена на пять митрополий, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 1-2 архиепископий и 1-3 епископий. Ее епархии подразделяются на 152 благочиния и имеют не менее 600 приходов каждая. Клир насчитывает 10 тысяч священнослужителей при 8500 приходах. В 133 монастырях, скитах и подворьях подвизаются около 6 тысяч иноков и инокинь. Имеется два богословских института (в Бухаресте и Сибиу) и 7 духовных семинарий. Паствы 16 миллионов. Существуют румынские епархии в Венгрии и США. Румынской Церкви подчиняются также отдельные приходы в Париже, Баден-Бадене, Вене. Лондоне, Софии, Стокгольме, Мельбурне и Веллингтоне, Иерусалиме. Согласно положению 1948 г., центральным органом управления РумПЦ является Св. Синод, состоящий из всего служащего епископата, Церковный Собор, Постоянный Синод и Национальный Церковный Совет.

1 мая. Куртя де Арджеш. Бухарест-Руссе.

Епископская церковь в Куртя де Арджеш (1512-1517)
Княжеская церковь свт. Николая Куртя де Арджеш (1352) была заложена при основателе независимого княжества Басарабе I и почти закончена ко дню его смерти. Это классический крестово-купольный храм византийского типа с фресками XIV в. Сейчас, как и несколько последних десятилетий, храм находится на реставрации. Богослужения не проводятся.

Другая выдающаяся ни на что не похожая действующая церковь в Куртя де Арджеш - Епископская (1512-1517) с сильным мавританским влиянием. Во дворе стоят своего рода подсвечники с надписями vii (лат. vita "жизнь") и mortii (лат. mors "смерть"). Cлужба уже закончилась, на клиросе - общая исповедь - прихожане на коленях перед священником. Ночным поездом из Бухареста мы отправились в Болгарию.

Румыния - это сюрприз, ты не знаешь, чего ожидать от нее, к чему готовиться. Когда едешь, допустим, в Грецию или Италию, тебе заведомо известно все в доскональных подробностях из истории, литературы, истории искусства. С Румынией не так и тем интереснее. Здесь наблюдаешь причудливый калейдоскоп культурных эпох, мозаичное сосуществование стилей византийской Буковины, римской Констанци, франко-румынского Бухареста, австро-венгерской имперской Западной Румынии. Люди набожны, поражают своим благочестием, внутренние и внешние проявления которого (долгие службы, платки на головах у женщин, частая исповедь и причащение, храмы, заполненные людьми, приветствия на улицах "Христос воскресе!" и т.д.) близки, по моим наблюдениям, в трех странах - России, Грузии и Румынии.

Александра Никифорова

Фото автора

Для исторических справок использованы материалы книги К.Е. Скурата История Поместных Церквей. Том.1. М., 1994.


 версия для печати