Священник Петр Иванов

Православные миссионерские станы в Китае в начале ХХ века.1

Начало века стало временем многочисленных драматических событий в судьбах Православия в Китае. Летом 1900 г. Российская Духовная Миссия в Пекине была разгромлена ихэтуанями, более двухсот китайцев-православных приняли мученическую кончину, отказавшись предать свою веру по требованию повстанцев. Представители русского духовенства столкнулись с необходимостью заново отстроить Миссию, благо на это имелись средства, выплаченные китайским правительством в качестве компенсации за понесенный ущерб. Кроме этого в трудах миссионеров появилось новое направление - распространение своей деятельности в глубь страны. Развитие этого направления связано с личностью Начальника 18-й Миссии архимандрита, с 1902 г. - Преосвященного епископа Переяславского, - Иннокентия (Иоанна Аполлоновича Фигуровского, 1863 - 1931).

Сын священника Енисейской епархии, архим. Иннокентий с детства участвовал в миссионерской работе своего отца среди малых народов Сибири. Он воспринимал задачу проповеди Евангелия среди народов Востока в качестве главной цели своей жизни. Сделав блестящую церковную карьеру, архим. Иннокентий в 1894 г. стал ректором Санкт-Петербургской Духовной Семинарии, в 1895 г. был назначен Настоятелем миссионерского Покровского "что на Убогих домех" миссионерского монастыря2 . В 1897 г. он возглавил Пекинскую Духовную Миссию, причем, отправляясь в Китай, планировал усилить проповедь Православия в Срединной империи, уже не ограничиваясь Пекином и еще несколькими крупными городами.

Рамки данной статьи не позволяют вдаваться в подробности дискуссий между российскими дипломатами и духовным ведомством относительно целесообразности и форм миссионерской работы русского духовенства в Китае. Суть же проблемы заключается в том, что начиная со времен Петра I правительство России требовало от Духовной Миссии в Китае подчинения интересов Церкви интересам государства, а также проявления всемерной осторожности, дабы проповедничество не вызвало озлобления богдыханских чиновников и тем самым не осложнило межгосударственные отношения.

Лишь после заключения в 1858 г. серии договоров цинского правительства с иностранными державами миссионеры получили свободу действий на территории Китая. Среди российского чиновничества появились сторонники развертывания православной проповеди. Немаловажную роль сыграло и то впечатление, которое произвел на наших дипломатов размах деятельности католиков и протестантов в Китае. Граф Е. Путятин доносил в столицу в ноябре 1857 г.: "Осмеливаюсь думать, что теперь настало время показать нам ревность большую прежней в деле Евангельской проповеди, которая главнейше должна состоять в приготовлении надлежащих миссионеров и в убеждении всех делать добровольные и обильные приношения соответственно достатку своему на этот важный предмет"3. Несмотря на одобрительное отношение трона к этому предложению, государственный аппарат по-прежнему ориентировал сотрудников пекинской миссии на сдержанность. Преобладали рекомендации такого рода: "в действиях своих руководиться полною осторожностию и благоразумием", "совершать это без шума и со всевозможным смирением... дабы... не привлечь... подозрительности и неблагосклонного внимания местного правительства"4.

Решением Государственного Совета от 5 ноября 1863 г. Пекинская миссия была реформирована и передана духовному ведомству, то есть подчинена Святейшему Синоду и, перестав выполнять дипломатические функции, не подлежала более власти Министерства иностранных дел. Получив свободу миссионерской работы среди китайцев, Миссия, однако, практически не вышла за пределы Пекина. Правда, совершался важный подготовительный труд - переводы на китайский язык Св. Писания, богослужебных книг и богословской литературы. Без выполнения этой задачи невозможно было донести православное вероучение до китайцев5. Как указывает иером. Алексий Виноградов, библиотека Санкт-Петербургской Духовной Академии в 1884 г. содержала следующие переводы, выполненные сотрудниками Пекинской Духовной Миссии: Четвероевангелие, Деяния и Послания Апостолов с Апокалипсисом, Толковое Евангелие, Псалтирь, Священная история Нового и Ветхого Завета, Указатель евангельских и апостольских чтений, Часослов, Октоих, Службы на двунадесятые праздники, страстную неделю и Св. Пасху, Введение в новозаветные книги Св. Писания, Изложение православной веры, краткое и по порядку символа веры, Катехизис пространный и краткий, Зерцало православного исповедания, Молитвослов краткий и полный, Последование к причащению и литургия для мирян, Панихида, Об обязанностях христианина, Указание пути в Царство Небесное, различные краткие поучения6. Под руководством и при самом активном участии архим. Иннокентия переводческая работа продолжалась.

Однако китайских текстов было недостаточно, нужны были люди, желающие и умеющие вести миссионерскую работу в условиях Китая. Получив назначение в Пекин, архим. Иннокентий по указанию обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева совершил поездку в Англию и Францию, где познакомился с протестантскими и католическими учреждениями, подготавливавшими миссионерские кадры, изучал их опыт. Далее он проследовал на Афон, но уехал оттуда разочарованным, не найдя желающих отправиться в Китай, что архим. Иннокентий объяснил упадком монашества и нехваткой подходящих людей7. Прибыв в Пекин, он направил все силы на укрепление Миссии и распространение ее влияния во внутренних районах Китая8. Восстание ихэтуаней и ставшие его следствием разрушения не только временно приостановили деятельность архимандрита и его сотрудников, но и поставили под вопрос само существование Миссии.

Взаимоотношения Миссии и ее Начальника с российскими дипломатами в Пекине отличались напряженностью, а подчас и враждебностью. Многие сотрудники Министерства иностранных дел полагали, что существование Православной Миссии в Китае является исключительно источником ненужных беспокойств и неприятностей. Такая точка зрения в значительной степени коренилась в весьма распространенных в то время в русском обществе антицерковных и антиправославных настроениях. Весьма показательны в этом смысле слова врача В.В.Корсакова, служившего в начале ХХ в. при Российской Дипломатической миссии в Пекине и опубликовавшего несколько книг о своей жизни в Китае: <Увы! Если китайцы "изверились в пригодности наличных христианских учений", то и православие в его современной чиновничьей иерархии и церковности не даст им ни душевного покоя, ни тем более "исцеления от нравственных недугов"... По справедливости китайцы могут сказать православным иерархам: "врачу, исцелися сам">...99 Такого рода упреки в адрес Русской Церкви со стороны проживавших в Китае соотечественников были весьма частыми, тем более, что многие из них вовсе порвали связи с Православием. В отчете о состоянии Шанхайского отделения Миссии за 1916 г. архим. Симон (Виноградов) писал, что значительная часть русских в этом городе принадлежала к инославным исповеданиям. "Большое собрание русских (и инославных) в церкви бывало только в большие праздники, а обычно бывает несколько человек, иногда же совершенно никого из русских не бывает за службой"10. Во время ознакомительной поездки по Китаю Начальник Миссии столкнулся с тем, что многие семьи российских подданных оказались "в полном отчуждении не только от православия, но и от всего русского": в одной семье в Фучжоу "дети не крещены, сам глава семьи не пожелал видеть епископа и принять от него благословение"11.

Летом 1901 г. архим. Иннокентий был вызван в Россию для проведения консультаций в Синоде о будущей судьбе Миссии, которую планировалось было закрыть, а самого архимандрита отправить заведовать Миссией в Урмии (ныне Резайе, Иран). К счастью (видимо, благодаря хорошим связям архимандрита в столице), вопрос был решен положительно: отстроить подворье Миссии в Пекине заново, устроить там Успенский монастырь на началах общежития. Архим. Иннокентий был в 1902 г. хиротонисан во епископа Переяславского, что придало ему дополнительные полномочия в укреплении Православия в Китае12. Самой главной трудностью епископа Иннокентия стал, как теперь принято выражаться, "подбор команды".

Владыка имел четкие взгляды на то, каков наилучший путь для распространения веры Христовой в Китае. Наиболее подходящими для этой цели он считал "православные общежительные монастыри, откуда бы не только слышалась устная и печатная проповедь, но где бы неофиты православия учились бы христианскому благочестию, находили бы религиозно-нравственную поддержку в минуты смущений и скорбей и, даже, учились бы и способам улучшения своего земного благополучия"13. На пути созидания Успенского монастыря владыке Иннокентию пришлось претерпеть немало скорбей и стеснений.

Он вернулся в Пекин в августе 1902 г. в сопровождении более чем тридцати человек "в одеянии послушников", многие из которых были по профессии слесарями, портными, сапожниками, столярами, а также иконописцами и певчими. Некоторые отправились в Китай не столько для спасения души, сколько ради заработка, и скоро возроптали, требуя возвращения домой (иногда даже угрожая Начальнику Миссии револьвером)14. Они пользовались поддержкой окружения российского посланника, поскольку чиновники использовали любую возможность, чтобы досадить Преосв. Иннокентию. Они "относились враждебно к личности епископа, будучи убеждены, что епископ будет держать себя в отношении светской власти независимо, как равный с равными, но не подчиненный"15. Следствием этого стало постоянное содействие дипломатов бродяжничеству монахов (таких беглецов за 1902-1917 гг. было 11 человек)16. И тем не менее, постепенно вокруг епископа сформировалась группа сторонников, бескорыстно преданных делу распространения Православия в Китае. Были среди них и опытные монахи, и молодые люди, только вступившие на духовное поприще17. Им-то, а также православным китайцам-выпускникам миссийской пекинской семинарии и принадлежит заслуга открытия многочисленных миссионерских станов в различных провинциях Китая в начале ХХ в. Нужно отдать должное самоотверженности этих людей, которые малым числом и практически без средств достигли столь многого. Ведь на 1 января 1914 г. Российская Духовная Миссия в Китае включала всего лишь 85 человек, очень многие из которых вообще никак не были связаны с миссионерской деятельностью.

Личный состав Пекинской Духовной Миссии в 1914 г.18

Епископ

Архимандрит

Игумен

Иеромонах

Иеродиакон

Монах

Рясофорный послушник

Послушник

Мантийная монахиня

Рясофорная послушница

Послушница

Священник

Диакон

Иподиакон

Псаломщик

Катехизатор

Учитель

1

2

2

5

8

6

3

2

2

3

3

6

2

2

4

9

20


ВСЕГО        

        85

Для сравнения укажем, что в эти годы в Китае действовали протестантские миссионерские общества из Германии (13), Швеции (7), Норвегии (8), Финляндии (2), Дании (1), Англии (29), Ирландии (1), Новой Зеландии (1), США (59), Канады (5)19. Римо-католики были не менее многочисленны: в 1916 г. в Китае работали 1668 священников этого вероисповедания20.

Прежде чем перейти к рассмотрению истории возникновения и развития миссионерских станов, описанию различных форм их деятельности, следует остановиться на вопросе о том, кому же в Китае была адресована православная проповедь. Как мы уже видели, представители "образованных классов" русского общества, находившиеся в Китае, крайне холодно относились к Православию. Среди "русского рабочего и служащего люда", сотнями тысяч проживавшего в Маньчжурии и Монголии, потребность в церковном окормлении была несколько выше21, однако указом Синода от 8 августа 1907 г. маньчжурские приходы, как прилегавшие к русской границе и расположенные на территории, являвшейся российской сферой влияния, были переданы в юрисдикцию Владивостокской епархии22. Таким образом, Пекинская Духовная Миссия оказалась обращенной к собственно китайскому населению включая так называемых албазинцев, отуземленных потомков русских.

Русское духовенство, учитывая печальный опыт католиков, всегда пессимистически смотрело на возможность обращения в Православие представителей образованных слоев китайского общества. Главным препятствием считалось конфуцианство, которое, по замечанию архим. Палладия, "в удовлетворение потребности умозрений создало для себя холодную, механическую теорию мироздания и материалистическую философию; лишено начал спиритуализма и вместе с тем впадает в грубое суеверие"23. Поэтому русские миссионеры избегали обращаться к "языческой гордости" ученых китайцев и вели проповедь среди "верующих в простоте души", то есть среди простонародья24.

Для того чтобы усилить миссионерскую деятельность необходимы были дополнительные средства, которыми Миссия, жестко финансировавшаяся из государственного бюджета, не располагала. Преосвященный Иннокентий прибег к двум способам увеличения доходов: созданию подворий (к 1917 г. их было пять: в Петрограде, Москве25, Харбине, Дальнем и на станции Маньчжурия КВЖД), а также к развертыванию предпринимательства26. Эти меры позволили получить дополнительные ресурсы для открытия новых миссионерских станов.

Преосв. Иннокентий неоднократно обращался в Синод с предложением открыть православные миссионерские станы во всех основных городах Китая, однако эта инициатива не получила поддержки27. Проповедническая же деятельность Миссии стала развиваться в пассивных формах: станы открывались там, где население само проявляло интерес к Православию и выражало готовность поддержать миссионеров, в том числе и материально.

Одним из первых был основан миссионерский стан в Фынкоу (примерно в 150 км от Ханькоу). Около 300 жителей этого городка в 1898 г. и вторично в 1901 г. выразили желание принять Православие. Мы не располагаем точными данными о том, каким образом народ в этой местности пришел к такому решению. Возможно, что сказалось влияние русской православной общины церкви во имя Св.Александра Невского в Ханькоу, насчитывавшей почти 700 человек. По сообщению журнала "Китайский благовестник", жители Фынкоу жаловались на притеснения властей и выражали недовольство поведением протестантских миссионеров, проявляя желание не только креститься, но и принять российское подданство (очевидно, надеясь приобрести определенные привилегии в отношениях с местными чиновниками)28. О том, какой это был народ, один из миссионеров писал так: "...они люди небогатые, и им самим едва хватает на пропитание своего заработка"29.

Епископ Иннокентий приехал в Фынкоу лишь в 1902 г., чтобы обнаружить, что к принятию крещения готово только несколько человек. Диакон из китайцев, Сергий Чан в 1903 г. начал катехизацию и основал часовню в близлежащем местечке Юаньцзякоу, однако по наущению протестантов, она была сожжена разъяренной толпой, а сам диакон вынужденно покинул Фынкоу (возможно, став жертвой развернутого им движения против опиекурения)30. В 1907 г. открылась школа, в которой преподавали монах Антоний31 и воспитанник Миссии - учитель Иван Гао. В 1912 г. школа закрылась из-за постепенного охлаждения китайцев. Как отмечалось в отчете Миссии, "в начале возник большой интерес к православию и стремление к присоединению к православной Церкви, но это движение не нашло в свое время поддержки"32. Действительно, с 1902 по 1912 г. было крещено всего 62 человека. Здесь имеется в виду то, что из-за недостатка миссионеров и духовенства, Миссия не имела возможности поддерживать регулярные связи со многими станами, где православная жизнь часто начинала затухать, ибо изначально подпитывалась усилиями всего лишь нескольких энтузиастов. Это весьма живо описал в своих записках Архим. Симон: "...за долгим отсутствием здесь (г. Вэйхуэйфу, пров. Хэнань - П. И.) священника некоторые разучились полагать на себя крестное знамение, при всех усилиях рука не слушалась и производила неопределенные, неловкие движения. Некоторые, вместо того, чтобы целовать крест, нюхали его"33. Нередко инославные миссионеры проявляли большую активность, отвлекая желающих креститься от Православия. Например, летом 1907 г. поступило известие, что 400 человек в районе деревень Люцзяин, Тайин и Цяньнань пров. Чжили, не дождавшись русских миссионеров, приняли протестантство34.

Нельзя обвинить православных миссионеров в нерадении, они просто не располагали достаточными средствами и человеческими ресурсами, чтобы немедленно послать людей в глубинные районы, откуда поступали просьбы прислать проповедников. Вот отрывок из отчета катехизатора Павла Тань, отправившегося в город Сянью провинции Фуцзянь в ответ на подобное прошение: "Обратный путь я совершил по той же дороге, по которой приехал. До Фынтин пятьдесят ли я ехал верхом, затем тридцать ли до Тоулянь шел пешком. В Тоулянь пришел я в четыре часа вечера и тут ночевал, так как продолжать путь вечером в этом месте опасно. Утром 24 числа (сентября - П. И.) я отправился далее, от Тоулянь до Лэян пятьдесят ли, этот путь я прошел пешком, только ли на десять нанимал носилки. В Лэян я три дня ждал пароходика. 27 числа в двенадцать часов ночи отправился я из Лэян на лодке, чтобы сесть на пароходик и ехать в Амой. В Амое пришлось пять дней ждать парохода, и я остался без денег, так что пришлось занять у одного знакомого человека. По недостатку денег билет на пароход я взял третьего класса. Более трех суток пришлось питаться только рисом, так как пассажирам третьего класса другой пищи не давали. 6 октября я приехал в Шанхай"35. Путешествия были не только длительными, изнурительными, дорогими "не по средствам", но и просто опасными для жизни. Так, в 1910 г. начальник уезда Цисянь пров. Хэнань предупреждал иерод. Антония против поездки в уезд Нинлинсянь, поскольку в летнее время в высоких хлебах могли скрываться жестокие разбойники36.

Тщетно ожидая поддержки из России, руководство Миссии сетовало: "Дело Миссии вообще не есть дело только ее членов, это дело всей Церкви, всего православия. И, если инославные вероисповедания поставляют в Китай тысячные полки своих миссионеров и тратят миллионы рублей на внешнее представительство своих церквей, то русскому человеку, носителю заветов чистого православия, не только пастырю, но и простолюдину, должно всеми силами поддерживать интенсивную и материальную работоспособность нашей Миссии в Китае"37. Русское общество не разделяло такой точки зрения, собирая угли себе на голову. В основном поступали лишь незначительные пожертвования38.

Продолжим описание православных миссионерских станов. В пров. Хубэй, помимо Фынкоу, где имелся молитвенный дом, проповедь шла в деревнях Ваньфучжа (одно время был молитвенный дом), Дафуцзе (школа), Лобацзя, Лоуцзуй (с 1912 г. молитвенный дом и школа), Лугуаньмяо (в 1912 г. молитвенный дом и школа), Лэйцзявань, Синькоу (школа с 1911 г.), Сяоцзякоу, Танцзявань (одно время молитвенный дом), Хуанлиньвань, Хэйлюду, Чжантанкоу, Юаньцзякоу (проповедь началась в 1903 г.), - к 1917 г. всего в 17 населенных пунктах39. Как правило, наиболее жизнеспособными оказались станы, которые получали поддержку от местных жителей, как, например, школа в центре уезда Мяньян пров. Хубэй, торговом городке Сяньтяочжэнь, получавшая финансирование от православных торговцев, братьев Евгения и Капитона Чэнь. Важным обстоятельством являлось также присутствие проповедников-китайцев. В том же Сяньтаочжэне, молитвенный дом стал центром православной проповеди в округе, поскольку там с 1910 г. поселился выпускник миссийской семинарии, катехизатор Тарасий Го (впоследствии монах Тертий). О его участии в жизни общины писал член Миссии архим. Симон: "...проповедь монаха Тертия убедительна и жизненна. Говорит он без всякой подготовки, применяясь к обстоятельствам. Христиане обращаются к посредничеству монаха Тертия в своих раздорах, и он при помощи своих сотрудников из местных христиан примиряет их. Если же ссоры доходят до суда, то монах Тертий и перед властями старается выяснить действительное положение дела, чтобы защитить невинных..."40. Китайцу-миссионеру было проще понять нужды местных жителей, не было языкового и культурного барьера, который приходилось преодолевать русским, нередко впадавшим в уныние41. Ведь, как говорилось в отчете Миссии, "жизнь в станах среди китайцев в глуши не всегда бывает удобно обставлена, бывают и лишения, нужно немало претерпеть, пока освоишься с обстановкой"...42

Миссионеры использовали некоторые китайские традиции для того, чтобы укрепить общины, создать связи между православными из разных деревень и поселков округи. Так, в Сяньтаочжэнь после Божественной Литургии устраивались праздничные обеды для прихожан. Архим. Симон писал по этому поводу: "Эти собрания - не наша выдумка, обычай собираться на праздничный обед людям одинакового рода занятий или членам какого-либо общества создан самой жизнью китайского народа, и мы в данном случае ступаем, так сказать, на твердую почву"43. Подобным же образом на севере, в пров. Чжили в стане Юнпинфу на Рождество после праздничного богослужения проводились "вечера знакомств" (жэньши хуэй)44 для прихожан из разных деревень.

По мере распространения Православия вокруг Ханькоу в различных деревнях постоянно появлялись группы желающих креститься. Например, в селениях Дунхукоу, Бохукоу и Луцзякоу уезда Тяньмыньсянь пров. Хубэй во второй половине 1916 г. крестились 275 человек. Все они, за исключением стариков и младенцев, как отмечалось в отчете, прошли период оглашения и твердо знали тот минимум, который требовался от желающих принять Православие: Символ веры, Декалог, Заповеди блаженства, молитву Господню и молитву Богородице. Пекинская Миссия специально печатала листы с этими текстами. Конечно, заучивание наизусть не часто приводило к действительному усвоению истин веры новообращенными. "Всякую истину слова Божия они готовы принять с полной верой, но не скоро добьешься, чтобы они поняли, о чем идет речь", писал один из миссионеров45. Священник Михаил Тан жаловался в своей статье на слушателей проповеди: "Жаль, что большинство из них неграмотны, трудно учить их"46.

Местные жители часто ожидали от миссионеров не только проповеди, но и материальной помощи, особенно во время тяжелых испытаний, а Миссия не имела возможности такую поддержку оказывать даже в местах расположения станов. В 1910 г. из-за сильного наводнения в пров. Хубэй народ помирал с голоду, а в Хэнани свирепствовала эпидемия оспы. Пекинская Миссия чувствовала себя бессильной облегчить страдания своих духовных детей. Записки архим. Симона рассказывают о мире неизбывного страдания, в котором трудились русские миссионеры: "На улицах (Кайфына. - П. И.), как обычно, встречалось много нищих, почерневших от пыли, едва прикрытых грязным тряпьем. Они или сидят скорчившись где-нибудь в стороне, или стоят на коленях у входа какой-нибудь лавки, или медленно двигаются по узким улицам, сторонясь от занятых своим делом прохожих и проезжих; есть и калеки, - видел я ползающего лежа на спине; а на одной из улиц, где мы проезжали, лежал, кажется, мертвый"...47. В этой связи важно отметить, что большинство присоединявшихся к Православию были совершенно бескорыстны, не рассчитывая на какие-либо материальные выгоды и не получая их. Были, конечно, исключения, но, скорее, наивного свойства: одна старуха крестилась из опасения, что ее внука в противном случае исключат из миссионерской школы48.

В пров. Хэнань миссионерская деятельность в основном разворачивалась в городах, расположенных на железной дороге Пекин - Ханькоу - Вэйхуэйфу, Кайфыне, Чжандэ (с 1909 г.), хотя были также станы в более отдаленных от путей сообщения местах - Цисяне (школа просуществовала с 1908 по 1913 г.), Нинлинсяне, Цзанчжуане и Даокоу. Любопытна история возникновения некоторых станов.

Чиновник 5 класса по фамилии Фань, сильно пострадавший от мятежников в 1900 г., решил поддержать православие и в 1905 г. построил в Вэйхуэйфу молитвенный дом и школу. Через шесть лет он сам крестился с именем Петра и продолжал поддерживать стан. Однако со временем выяснилось, что на обеспечение учеников требуются дополнительные средства. Заведующий станом Иеромонах Смарагд основал тогда литографию, переплетную, живописную и конвертную мастерские, которые давали работу подросткам, но доход приносили не всегда. Например, в 1911 г. страшный голод в Хэнани привел к застою в торговле. Наблюдая за бедственным развитием событий в послереволюционном Китае, заведующий станом провидчески писал из Вэйхуэйфу: "...революция, пожалуй, воспитает такие типы, которых нам придется крестить потом. Мы их будем крестить в воде, а они нас в горячем масле"49.

В Нинлинсяне основателем православной школы стал местный учитель Се Юйчэн. До сорока лет он не имел детей, от чего безмерно страдал. По совету знакомых стал молиться христианскому Богу и вскоре у него родился сын. Под влиянием произошедшего учитель обратился в Православие и основал школу, просуществовавшую с 1909 по 1912 г.50

Основатель стана в Кайфыне, Матфей Хуан, еще в бытность свою учителем китайской традиционной школы через протестантов ознакомился с Библией. Оказавшись без работы, некоторое время посещал православные проповеди в Вэйхуэйфу. Потом решил вместе с сыном, оставившим службу писца в губернской канцелярии, открыть стан в Кайфыне в 1907 г51. Отец и сын Хуаны не только проповедовали, но и организовали общество по борьбе против опиекурения, во время эпидемии оспы оказывали посильную помощь больным. Миссионерский отчет донес до нас описание кайфынского скромного молитвенного дома, картину вполне характерную и для остальных станов. "Обстановка молитвенной комнаты очень проста: на стене две иконы - Спасителя и Божией Матери, украшенные гирляндой хвойных ветвей, у окна стоит маленький аналой, прямо против входной двери - квадратный стол, на котором стоит зеркальце, часы и два фонаря из красной и зеленой материи. Вверху на стене, на белом большом листе бумаги написаны четко большими китайскими иероглифами Десять заповедей. Помост комнаты кирпичный, покрыт пятью циновками, потолки рогожные, сильно прокопченные дымом, оклеены по карнизам и углам белой бумагой. Двери широкие, двойные, двухстворчатые, деревянные, снаружи решетчатые, оклеенные корейской бумагой"52. Помещение это было очень холодное, поэтому в сильные морозы ежедневные службы прекращались. Фанзы для молитвенных домов и под школы либо находились в собственности Миссии, либо принадлежали местным православным, либо в большинстве случаев арендовались на средства, пожертвованные верующими.

В кайфынском стане работала школа, где учительствовал Федор Хуан, сын основателя стана. Занятия в школе начинались в семь утра и продолжались до пяти вечера. Основными предметами были Молитвослов, Закон Божий, китайский язык и каллиграфия. В некоторых других школах преподавали еще и Катехизис, Священную историю, церковное пение, арифметику, рисование. Несколько раз в год проводились экзамены, как правило, приурочивавшиеся к двунадесятым праздникам, когда станы посещали священнослужители из Пекина. Программа позволяла детям из бедных семей обучиться грамоте и постичь основы Православия53. В некоторых школах изучали также и русский язык, что, по признанию миссионеров, давалось детям с большим трудом. Часть учащихся находились на полном пансионе, другие только получали питание. Архим. Симон писал о школе под руководством выпускника пекинской семинарии Арефы Цзана в деревне Цзанцзячжуан: "Эта школа, как и прежде, производит приятное впечатление не какими-либо большими успехами, а простотой и самоуверенностью учителя и учеников в распоряжении тем учебным материалом, которым они обладают"54. В 1915 г. во всех школах на станах учились 423 ученика, в отдельных школах их численность колебалась от 9 до 24, за исключением трех учебных заведений: в Даокоу пров. Хэнань (основана в 1909 г.) - 50 человек, в Линдянчжэнь пров. Цзянсу - 36 человек, в Шипу пров. Чжэцзян - 32 человека. Подавляющее большинство преподавателей составляли китайцы55.

Православным миссионерам приходилось сталкиваться с различными китайскими суевериями, противоречившими православному вероучению. Например, многие китайцы-православные сохраняли в домах изображения божеств синкретического пантеона. Иером. Смарагд, славивший Христа на Рождество в Вэйхуэйфу, в течение нескольких лет уходил ни с чем от наглухо запертых ворот своих духовных чад, стеснявшихся "домашних идолов". Лишь по прошествии нескольких лет прихожане окончательно отказались от идолопоклонства56. Приходилось объяснять, что не следует курить перед иконами буддийскими благовониями.

Возникали сложности с крещением женщин. Несмотря на то, что купель устраивалась за специальной перегородкой, их смущало то, что священник увидит их при миропомазании. Они выражали сожаление о том, что не бывает женщин священников, ибо тогда многие китаянки решились бы принять Православие57. В некоторых станах женщины отказывались стоять вместе с мужчинами на богослужении58.

Не удалось избежать и проблемы почитания Конфуция. Ведя проповедь в Хэнани, иерод. Иннокентий положительно отзывался о древнем философе, чем вызвал похвалу жителей г. Цисянь пров. Хэнань, которые "при этом заметили, что давно бы крестились от протестантов или от католиков, но те заставляют забыть Конфуция, и поэтому они не крестились"59. В кайфынском стане были довольно часты случаи обращения даосских и буддийских монахов, один из которых даже намеревался поступить в пекинский Успенский монастырь60.

Хотя выше и указывалось, что первоначально православные миссионеры потеряли некоторых неофитов, принявших протестантизм, однако в последующие годы ситуация изменилась. Началось движение в обратную сторону. Как заметил в своем интервью петроградскому "Колоколу" владыка Иннокентий, протестанты сначала попытались достичь с Миссией соглашения о разграничении сфер влияния, а потом повели враждебную пропаганду против православных, безосновательно обвиняя их в том, что они якобы преследовали в Китае не религиозные, а политические цели61.

В некоторых провинциях было всего по несколько станов, например, д. Шэньцзячжуан уезда Пинъинь пров. Шаньдун, или в пров. Цзянси - горный участок для строительства дач в Люлине, где трудились с 1898 по 1912 - монах Фавст, а после его смерти монах Иона, или расположенная неподал„ку д. Сяочикоу, где стараниями Софрония Вана, окончившего православную школу в Шанхае, в 1912 г. крестились 60 человек.

Шанхаю суждено было со временем стать центром православия для пров. Цзянсу и Чжэцзян. В 1902 -1908 гг. здесь трудились иерод. Евстафий и катехизатор Александр Чэн. В 1908 г. в Шанхай прибыл брат Начальника Миссии - свящ. Павел Фигуровский, усилиями которого вера стала распространяться в городах и селах по близости от Шанхая. Открылись школы на северном берегу Янцзы в Хаймэне, Хуэйтунчжэне, Саньянчжэне, Линдяньчжэне. После 1910 г. образовались православные общины в пров. Чжэцзян в г. Тайчжоу (в его округе имелись станы в Линхайсяне, Хуаняньсяне, Луцяо, Вэньлинсяне, Синьхэ, Цяньцзе), Ханчжоу, Нинбо и Шипу (в округе станы в Яньцанцяне и Тяньяньху). В 1916 г. численностьо православных в округе превысила 1000 человек, и было решено направить в Шанхай архим. Симона для заведования миссионерскими станами в южных провинциях62. Очевидно, что не будь трагических событий в России, проповедническая деятельность на юге Китая продолжала бы успешно развиваться. В одном только 1916 г. в пров. Хубэй, Чжэцзян и Цзянси было крещено 578 человек63.

В Монголии имелись два стана - в Калгане (с 1898 г.) и Бадаханьгоу (с 1913 г.).

В пров. Чжили из-за непосредственной близости Пекина миссионерских станов было особенно много. Их можно разделить на две группы с центрами соответственно в Юнпинфу и Тунчжоу.

Летом 1898 г. Начальник Миссии начал строительство церкви и дачи в Цзиньшаньцзуе неподалеку от Бэйдайхэ, на берегу Желтого моря. Через год туда приехал учитель и открылась школа. Из-за обилия обращающихся их часто крестили в море. В д. Люцзяин, Тайин (впоследствии организована школа) и Цяньнань появилось много православных.

При усадьбе Миссии служил сторож Тан-хэ, переживший бедствия ихэтуаньского восстания и продолжавший охранять восстановленную в 1901 г. церковь Преображения Господня. Его сыновья Михаил и Павел учились в миссийской школе в Пекине. Одному из братьев было суждено посвятить себя Церкви. Михаил Тан стал диаконом, а в январе 1908 г. был рукоположен во священника для служения в храме в Юнпинфу. Преосв. Иннокентий специально приобрел здесь дом и участок земли для миссионерского стана (соответственно в 1904 и 1906 гг.), где вскоре был построен храм во имя Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (освящена в 1905 г.) и открыта школа, которая, однако, время от времени закрывалась из-за отсутствия учеников.

Трудности миссионерской работы объяснялись не столько неопытностью молодого священника, сколько мощным присутствием в городе римо-католиков, резиденция их епископа находилась как раз в Юнпинфу. О. Михаил Тан, тем не менее, усердно проповедовал и основал в 1910 г. православные общины в Луаньчжоу, Бэйцзявопу, Ванцзечжуане, Чанминчжуане, Кайпине и Таньшане. Всего о. Михаил Тан опекал около 600 православных в 40 пунктах. У священника вскоре появились помощники, катехизаторы-китайцы. В 1912 г. православный Мефодий Бао предоставил дом для проповедей в д. Чангэчжуан, а в 1913 г. Петр Чжан подарил землю и построил на ней небольшую церковь в д. Лувэйшань. Оба они активно миссионерствовали и способствовали крещению своих односельчан64.

Миссионерский стан в Тунчжоу (с 1910 г. имелся молитвенный дом) возглавлял свящ. Михаил Мин, также рукоположенный в январе 1908 г. К его ведению относились православные общины в населенных пунктах Сицзи, Ванцзячжуан, Паодисянь, Цюйкоучжэнь, Сянхэсянь, Чжайлоцунь, Жэньсиньчжуан, а также стан в д. Дундинань. Жители этой деревни еще в 1861 г. обратились к иером. Исайе (Поликину) с просьбой о крещении. Первоначально там был оборудован походный храм во имя Свят. Иннокентия Иркутского, уничтоженный впоследствии ихэтуанями. Вновь построенная церковь была освящена во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. На стане работала школа. Руководил станом послушник Георгий Солуданов65 .

Наконец, последний стан - это скит в горах Сишань под Пекином в полутора километрах от д. Мынтоуцунь. Преосв. Иннокентий в 1910 г. купил здесь кумирню с прилегающими землями, которая была переоборудована под Крестовоздвиженский скит, заведовать которым был назначен послушник Георгий Федосеев66. Территория скита расширялась в 1912 и 1913 гг., вскоре там были возведены многочисленные постройки, в том числе церковь, школа и зал для проповедей.

Обладая более чем ограниченными возможностями, Российская Духовная Миссия в Китае тем не менее добилась в предреволюционные годы ХХ в. действительно поразительных результатов в деле распространения Православия в китайской глубинке. По данным на конец 1915 г., в Пекине и шести провинциях Китая, где шла миссионерская работа, насчитывалось 5587 крещеных китайцев67 . Эти люди не получили от Православной Церкви никаких привилегий или материальных выгод, многие из них сами искали возможности креститься или перейти из инославия в Православие, посильным участием поддерживали существование миссионерских станов - этих островков Православного просвещения, начавших было зарождаться на просторах Китая. Исторические события жестоко вмешались в этот процесс, прекратив его. Может быть не навсегда?


* © П.М. Иванов

1 Статья в основном базируется на материалах печатного органа Пекинской Духовной Миссии журнала"Китайский благовестник", автор рассматривает ее как первый шаг на пути исследования миссионерской деятельности Православной Церкви в глубинных районах Китая в начале ХХ в.Назад в текст

2 Основан в 1635 г. царем Михаилом Федоровичем, находился у Покровской заставы, на Семеновской (ныне Таганской) улице (д.58). Изуродованные стены и здания храмов сохранились до настоящего времени. (Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб., Изд. Сойкина, б.г., Т. 2. С. 1830; Паламарчук П. Сорок сороков. 1992, Т. 1. С. 312 - 317.Назад в текст

3 Китайский благовестник. Пекин, Вып.7 - 8, 1916. С. 12.Назад в текст

4 Там же. С.16 - 17.Назад в текст

5 На это указывал архим. Палладий (Кафаров) в своем донесении обер-прокурору Синода графу А.П.Толстому. Архим. Палладий. Некоторые соображения по поводу предполагаемого учреждения православной проповеднической Миссии в Китае.// Там же. Вып. 9 - 12, 1915. С. 44.Назад в текст

6 Иером. Алексий (Виноградов). История Библии на Востоке: с обзором метода и условий благоприятных и неблагоприятных ее переводам и распространению. СПб., 1889 - 1895. Т. 1, вып. 1. С. CCXLVI.Назад в текст

7 Китайский благовестник. Вып. 15 - 16, 1916. С. 16 - 17.Назад в текст

8 "...новая Миссия сознательно поставила своей целью распространение христианской веры в Китае и практически стремилась осуществить свое апостольское призвание..." - Пекинская Духовная Миссия в 1902 - 1913 гг. // Там же. Вып.1 - 2, 1914. С. 11.Назад в текст

9 Корсаков В.В. В проснувшемся Китае. Дневник - хроника русской жизни перед русско-японской войной. М., 1911. С. 230.Назад в текст

10 Архим. Симон. Отчет о состоянии Шанхайского отделения Духовной Миссии за 1916 г. - Китайский благовестник. Вып. 1-2, 1917. С.6-7.Назад в текст

11 Корсаков В.В. Цит. соч.. С.231.Назад в текст

12 Китайский благовестник. Вып. 1 - 2, 1914. С.11.Назад в текст

13 Апостол Китая.//Там же. Вып.11, 1913. С. 10. Примером того, какие требования предъявлялись к будущим насельникам пекинского Успенского монастыря может служить призыв К русским инокам, призывавший желающих поступать в братию пекинской обители: "Не смущайся брат тем, что не многоучен ты, что не владеешь искусными мастерствами, что не обладаешь физической силой, что, наконец, не чувствуешь особой склонности к подвигам поста и молитвы. Хорошо, если и все это будет в тебе, но главное не в этом. Испытай себя в другом. Бескорыстен ли ты, послушен ли, терпелив ли? Не ищешь ли славы мирской, скорого возвышения над братьями своими? Не ищешь ли перемены места, простого развлечения и беспечной жизни? Ревнуешь ли о приведении ко Христу язычников? Полюбил ты их заочно? Если полюбил, если ревнуешь, то легко тебе будет жить здесь, легко прощать некоторые недостатки ближних, легко терпеть одиночество среди людей другого языка и верований". - Там же. Вып. 5, 1911. С. 7.Назад в текст

14 КорсаковВ.В. Цит. соч.. С. 209 - 210.Назад в текст

15 Там же. С. 149.Назад в текст

16 Епископ Иннокентий. Ответ Начальника Пекинской Духовной Миссии Обер-прокурору Святейшего Синода от 8 мая 1915 года. ј 229. - Китайский благовестник. Вып. 7 - 8, 1915. С. 30.Назад в текст

17 Примером могут служить двое сотрудников Миссии:

1. Архимандрит Авраамий (в миру Василий Васильевич Часовников, 1864 - 1918), сын протоиерея, донской казак, выпускник Новочеркасского духовного училища, слушатель Московского училища зодчества и ваяния; в 1888 г. окончил Академию художеств, слушал лекции в Археологическом институте; вернувшись на родину в 1888 - 1896 гг. преподавал в Новочеркасском атаманском техническом училище; в 1896 г. поступил на миссионерские курсы Казанской Духовной Академии, которые и окончил по монгольскому отделению; в 1898 г. зачислен в состав пекинской Миссии и отправился в Китай; многие годы редактировал журнал "Китайский благовестник", занимался исследованием истории Пекинской Духовной Миссии; в 1911 г. определением Синода уволен за штат по состоянию здоровья; уехав в Россию в 1913 - 1914 гг., обустраивал Московское подворье Миссии, после чего вновь вернулся в Китай, где и скончался в 1918 г. См. Пантелеев Д. П. Материалы по истории Российской Духовной Миссии в Китае.//Китайский благовестник. Вып. 12, 1938. С. 25-31; Вып. 9, 1911. С.29.

2. Иеромонах Смарагд (в миру Федор Власов, род. в 1870 г.), из крестьян, уроженец Новгородской губернии, окончил народную школу, некоторое время помогал по дому отцу, после чего поступил рабочим на баржу и так добрался до Санкт-Петербурга. Поначалу работал учеником у гравера, потом стал учиться живописи, писал копии с картин в Эрмитаже. Через два года поступил в Школу Императорского Общества поощрения художеств (дошел до 4 класса). По предложению владельца иконной лавки стал писать образа на продажу. В 1902 г. присоединился к Епископу Иннокентию и, прибыв в Пекин, участвовал в строительстве и росписи храмов Миссии. С 1904 г. стал вести миссионерскую работу в глубинке в различных православных станах, выучил китайский язык. Принял постриг в 1907 г., рукоположен в иеродиакона, а потом и в иеромонаха в 1913 г. Там же. Вып. 5-6, 1914. С. 7.Назад в текст

18 Личный состав Пекинской Духовной Миссии. //Там же. Вып. 7-8, 1914. С. 25 - 26.Назад в текст

19 Ча Шицзе. Миньго цзидуцзяоши луньвэньцзи (Сборник статей по истории христианства в период республики). Тайбэй, 1993. С. 20.Назад в текст

20 Latourette K.S. A History of Christian Missions in China. L., Society for Promoting Christian Knowledge, 1929, (Reprint by Ch'eng-wen Publishing Co., Taipei, 1975). P. 724.Назад в текст

21 Корсаков В.В. Рассказ Архим. Авраамия о поездке в Маньчжурию и Монголию//Цит. соч. С. 150 - 151.Назад в текст

22 Китайский благовестник, Вып. 9 - 10, 1907. С. 1.Назад в текст

23 Архим. Палладий.Цит. соч. С. 37.Назад в текст

24 Чтения Архимандрита Авраамия о Китае//Китайский благовестник. Вып. 15 - 16, 1914. С. 21.Назад в текст

25 При годовом бюджете Миссии в 32 тыс. руб. московское подворье давало от 17 до 19 тыс. руб. годового дохода. См. ЦИА(Центральный Исторический Архив) Москвы, ф. 203, оп. 486, д. 4, л. 30; Китайский благовестник. Вып. 10, 1913. С. 4.Назад в текст

26 "...расширение землевладения и хозяйства Миссии тесно связано с развитием миссионерской деятельности", говорилось в одном из отчетов. Китайский благовестник, Вып. 1 - 2, 1914. С. 20. Миссия постепенно развила ряд производств, которые не только делали ее самодостаточной, но и позволяли получать коммерческие доходы. Это были: гальванопластическая мастерская, словолитня, переплетная, живописная мастерская, механическая мастерская, литейная, паровая мельница, свечной завод, мыловарня, пасека, молочная ферма, ткацкая мастерская, промышленное бюро, кирпичный завод. Отчет о состоянии Пекинской Духовной Миссии в 1915 г.//Китайский благовестник. 1914, Вып.1 - 2, 1916. С.21. Миссия владела значительными участками земли, причем пригодные для земледелия сдавались в аренду (подробно см. Сведения о земельных владениях Пекинской Духовной Миссии// Там же. Вып. 5 - 6, 1914. С. 26 - 28).Назад в текст

27 Сожаление Начальника Миссии по этому поводу было, в частности, выражено в его докладе: "Для истинно верующих русских людей здесь широкое поле деятельности, наилучшая и самая благодарная почва для произрастания духовных плодов, здесь они могут с любовью послужить Христу и пред целым миром засвидетельствовать, - как жизненно и сильно учение православия. К сожалению, однако, никто не внемлет нашему гласу мольбы, когда мы ходатайствуем о расширении Миссии. Как будто никем не сознается, какое огромное значение представляет Китай для православия, и что только усиленное распространение православия в недрах Китая может в будущем спасти Россию от нового грозного монгольского нашествия". - Отчет о состоянии Пекинской Духовной Миссии в прошедшем 1907 г.// Китайский благовестник, Вып. 9 - 10, 1908. С. 3 - 4Назад в текст

28 Там же. Вып. 5 - 6, 1907. С. 1 - 2.Назад в текст

29 Монах Антоний. Корреспонденция из Фынкоу. //Там же. Вып. 7 - 8, 1907. С. 28.Назад в текст

30 Китайский благовестник. Вып. 3 - 4, 1914. С. 12.Назад в текст

31 В миру Сергий Савинов, родился в 1884 г., одиннадцати лет поступил послушником в Чудов монастырь в Москве, через пять лет перешел в Высокопетровский монастырь, с 1902 г. жил в Пекине, сначала в качестве иподиакона при Преосв. Иннокентии, пострижен в мантию в сентябре 1907 г. - Там же. Вып. 5 - 6, 1907. С. 25 - 26.Назад в текст

32 Миссионерская деятельность Пекинской Духовной Миссии за 1902 - 1913 годы.// Там же. Вып. 3 - 4, 1914. С. 14.Назад в текст

33 Архим. Симон. Отчет о миссионерской поездке , с 26 по 30 декабря 1907 г.// Китайский благовестник. Вып. 18 - 19, 1908. С. 19.Назад в текст

34 Там же. Вып. 5 - 6, 1907. С. 5.Назад в текст

35 Записка Павла Тань о поездке в город Сянь-ю-сянь в провинции Фу-цзянь//Там же. Вып. 1, 1909. С. 8.Назад в текст

36 Иеродиакон Антоний. Летняя поездка//Там же. Вып.1, 1911. С. 14.Назад в текст

37 Там же. Вып. 20, 1908. С. 6.Назад в текст

38 Исключение составляет лишь прачка, крестьянка Акилина Мельникова, пожертвовавшая на устройство петербургского подворья Миссии астрономическую для человека ее рода занятий сумму в размере 3972 руб. 29 коп. - Там же. Вып. 1, 1909. С.26.Назад в текст

39 Там же. Вып. 1 - 2, 1917. С.9.Назад в текст

40 Архимандрит Симон. Отчет о поездке в провинцию Ху-бэй для обозрения станов Духовной Миссии.//Там же. Вып. 15 - 16, 1914. С. 30.Назад в текст

41 Будущий иеромонах Смарагд, художник Федор Власов писал о своем опыте жизни в глуши: "Вот уж восьмой месяц, как я откомандирован сюда и восьмой месяц не видал ни одной души русского народа; кажется не по мне бы была эта должность - грустная, тяжелая, среди буддизма дикого народа. Я, новоначальный послушник, недавно отстал от мира, где привык к разгульной жизни, а теперь сразу забит в самую глубь буддизма, не успев получить подготовки. Чувствую, что это дело не мое, это дело монаха-ревнителя, миссионера. Но, увы!... миссионеров здесь нет! - Миссионеры все в России, проповедуют среди христиан...при полных удобствах для жизни. Там и карета удобнее, и лошадь хорошая, и пища, и кров, все приличное; а здесь в Китае - вместо кареты - китайская карета и прихотливый мул, верховая езда - осел, главная пища - гаолян да чумиза, ночлег - закопченная фанза; вот все удобства жизни и проповеди. На такую тяжелую жизнь мы, должно быть, никогда не дождемся к нам на помощь дорогих гостей миссионеров из матушки России; должно быть не слышно там, что здесь у нас жатвы много, а делателей мало!". - Ф.Власов. Пасха в глуши Китая.//Там же. Вып. 7 - 8, 1909. С. 16 - 17.Назад в текст

42 Там же. Вып. 9 - 10, 1908. С. 5.Назад в текст

43 Архимандрит Симон. Обозрение станов Миссии в провинциях Ху-бэй, Цзян-си и Хэ-нань в 1912 г. - Там же. Вып. 7, 1912. С. 5.Назад в текст

44 Свящ. Михаил Тан. Праздник в Юнпинфу.//Там же. Вып. 1 - 2, 1916. С. 19.Назад в текст

45 Там же. Вып. 19 - 20, 1916. С. 8; Архим. Симон. Обстановка деятельности православной Миссии в провинциях Китая Хэ-нань и Ху-бэй//Там же. Вып. 8, 1911. С. 5.Назад в текст

46 Свящ. Михаил Тан. Миссионеры туземцы в Китае//Там же. Вып. 2, 1911. С. 8.Назад в текст

47 Архим. Симон. Цит. соч.Назад в текст

48 Там же. Вып. 5 - 6, 1914. С. 11.Назад в текст

49 Иером. Смарагд. На родине Юан-Ши-кая. //Там же. Вып. 12, 1913. С. 28.Назад в текст

50 Там же. Вып. 2, 1909. С. 29.Назад в текст

51 Там же. Вып. 23 - 24, 1908. С.30.Назад в текст

52 Архим. Симон. Отчет о миссионерский поездке, с 26 по 30 декабря 1907 г. //Там же. Вып. 23 - 24. С. 31.Назад в текст

53 Хотя последнее не считалось обязательным. Например, в г. Юнпинфу пров. Чжили был ученик, не посещавший богослужения, поскольку был из протестантской семьи.- Там же. Вып. 11 - 12, 1908. С.20.Назад в текст

54 Архим. Симон. Отчет о поездке в провинцию Хэ-нань для обозрения станов Миссии (сентябрь 1914 года).//Там же. Вып. 17 - 18, 1914. С. 25.Назад в текст

55 Отчет о состоянии Пекинской Духовной Миссии в 1915 году. // Вып. 1 - 2, 1916. С. 21.Назад в текст

56 Китайский благовестник, Вып. 5 - 6, 1914. С. 16.Назад в текст

57 Там же. Вып. 2, 1909. С. 28 - 29.Назад в текст

58 Там же. Вып. 8б 1911. С.3.Назад в текст

59 Власов Ф. Миссионерский стан в Цисяне провинции Хэ-нань. //Там же. Вып. 1, 1909. С. 24.Назад в текст

60 Там же. Вып. 20, 1908. с.15, Вып. 23 - 24, 1908. С.30.Назад в текст

61 С.В.А-в. Русская миссия в Китае. //Там же. Вып. 9, 1913. С.16.Назад в текст

62 Там же. Вып. 15 - 16, 1916. С. 26.Назад в текст

63 Там же. Вып. 1 - 2, 1917. С. 9.Назад в текст

64 Миссионерская деятельность Пекинской Духовной Миссии за 1902-1913 годы//Там же. Вып. 3 - 4, 1914. с. 5.Назад в текст

65 Георгий Яковлевич Солуданов, в монашестве Евангел (с 1912 г.), род. в 1874 г., крестьянин Пензенской губернии, агроном, служил в армии, был вдов, приехал в Китай в 1907 г. вместе с сыном, быстро освоил китайский язык и проповедовал. - Там же. Вып. 4, 1912, с. 4.Назад в текст

66 В монашестве Орентий (с 1912 г.), род. в 1886 г., крестьянин Рязанской губернии, кузнец, с юности испытывая склонность к монашеству поступил в общежительный монастырь в Малоярославце (видимо, Черноостровский Николаевский) Калужской губернии, прибыл в Пекин в 1911 г. - Там же. Вып. 4, 1912, с.4.Назад в текст

67 Там же. Вып.1-2, 1916, с. 22.Назад в текст

Cодержание   Предыдущий раздел   Последующий раздел