ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Священного Собора Православной
Российской Церкви о правовом положении Православной Российской Церкви.
2 декабря 1917 года
Священный Собор Православной Российской Церкви признает,
что для обеспечения свободы и независимости Православной
Церкви в России, при изменившемся государственном строе,
должны быть приняты государством следующие основные
положения:
1. Православная Российская Церковь, составляя часть
единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском
государстве первенствующее среди других исповеданий
публично-правовое положение, подобающее ей, как величайшей
святыне огромного большинства населения и как великой
исторической силе, созидавшей Российское государство.
2. Православная Церковь в Росии в учении веры и
нравственности, богослужении, внутренней церковной
дисциплине и сношениях с другими автокефальными Церквами
независима от государственной власти и, руководствуясь
своими догматико-каноническими началами, пользуется в делах
церковного законодательства, управления и суда правами
самоопределения и самоуправления.
3. Постановления и узаконения, издаваемые для себя
Православною Церковью в установленном ею порядке, со времени
обнародования их церковной властью, равно и акты церковного
управления и суда признаются государством имеющими
юридическую силу и значение, поскольку ими не нарушаются
государственные законы. [14]
4. Государственные законы, касающиеся Православной
Церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковной
властью.
5. Церковная иерархия и церковные установления
признаются государством в силе и значении, какие им приданы
церковными постановлениями.
6. Действия органов Православной Церкви подлежат
наблюдению государственной власти лишь со стороны
соответствия их государственным законам, в
судебно-административном и судебном порядке.
7. Глава Российского государства, министр исповеданий и
министр народного просвещения и товарищи их должны быть
православными.
8. Во всех случаях государственной жизни, в которых
государство обращается к религии, преимуществом пользуется
Православная Церковь.
9. Православный календарь признается государственным
календарем.
10. Двунадесятые праздники, воскресные и особо чтимые
Православной Церковью дни признаются в государстве
неприсутственными днями.
11. Свобода исповедания и проповедания православной веры,
равно и свобода православного богослужения ограждаются
государственной властью. Посему под страхом уголовного
наказания воспрещаются: 1) публичное поношение и поругание
учения православной веры, предметов религиозного почитания и
священно-церковно-служителей ее; 2) осквернение мест
богослужения и религиозного почитания; 3) насилие и угрозы
для отвлечения из Православия.
12. Добровольный выход из Православия допускается не
ранее достижения возраста, установленного для вступления в
брак. Прежде достижения этого возраста дети могут оставить
Православие только по желанию родителей, и притом лишь в
случае оставления Православия самими родителями; от детей,
достигших 9-летнего возраста, требуется их согласие.
13. Государственное законодательство относительно условий
заключения брака лиц православного исповедания
устанавливается сообразно с нормами церковного права.
14. Церковное венчание по православному чину признается
законною формой заключения брака.
15. Церковно-судебные решения по делам о разводе и о
признании совершенного Церковью брака незаконным или
недействительным признаются в силе судебных решений.
16. Юридические условия и последствия смешанных браков,
если один из брачующихся принадлежит к Православной Церкви,
определяются согласно с законодательством последней.
17. Церковные метрические книги ведутся согласно
государственным законам и имеют значение актов гражданского
состояния. [17]
18. Утверждаемые Православной Церковью низшие, средние и
высшие школы, как специально богословские, таки
общеобразовательные, пользууются в государстве всеми правами
правительственных учебных заведений на общем основании.
19. Во всех светских государственных и частных школах
воспитание православных детей должно соответствовать духу
Православной Церкви; преподавание Закона Божия для
православных учащихся обязательно как в низших и средних,
так и в высших учебных заведениях, содержание
законоучительских должностей в государственных школах
принимает на счет казны.
20. Удовлетворение религиозных нужд членов Православной
Церкви, состоящих в армии и флоте, должно быть обеспечено
заботой государства; каждая воинская часть должна иметь
православное духовенство.
21. Священнослужители, монашествующие и штатные
псаломщики свободны от воинской и других личных натуральных
повинностей. Служащие в учреждениях церковных пользуются
правами государственной службы.
22. Имущество, принадлежащее установлениям Православной
Церкви, не подлежит конфискации или отобранию, а самые
установления не могут быть упраздняемы без согласия
церковной власти.
23. Имущества, принадлежащие установлениям Православной
Церкви, не подлежат обложению государственными налогами,
волостными, городскими и земскими сборами, если эти
имущества не приносят дохода путем отдачи их в аренду или
наем.
24. Православная Церковь получает из средств
Государственного казначейства по особой смете, составляемым
высшим церковным управлением и утверждаемой в
законодательном порядке, ежегодные ассигнования в пределах
ее потребностей, представляя отчетность в полученных суммах
на общем основании.
25. Установления Православной Церкви, пользующиеся в
настоящее время правами юридического лица, сохраняют эти
права, а установления, не имеющие их или вновь возникающие,
получают таковые права по заявлению церковной власти.
Первая публикация:Священный Собор Православной
Российской Церкви Деяния Кн V, вып. 1, М, 1918.
Воспроизводится по публикации: Русская православная
церковь и коммунистическая государство. 1917-1941. М.: 1996.
С. 13-15 (разбивка на страницы в прямых скобках внутри
текста). |