Главная


В раздел 


Обновление: 
20 сентября 2004 г.

 

 
Новые открытия о жизни преподобного Серафима Саровского.

Ярким событием прошедшего года стало празднование 100-летия канонизации одного из самых почитаемых русских святых — преподобного Серафима Саровского. В этом году торжества продолжатся — 1 августа Православная Церковь будет праздновать 250-летие со дня рождения преподобного. Уже развернута масштабная подготовка к торжествам в Дивеево, Сарове, Нижнем Новгороде и на родине святого — Курске. Однако архив Саровской пустыни все еще ждет своих исследователей. Одним из немногих, кто ведет сегодня эту работу, является саровский историк и краевед Валентин Степашкин. На основе тщательного изучения монастырских документов он установил точную дату рождения преподобного Серафима. Она отличается от общепринятой на пять лет.
До недавнего времени годом рождения преподобного Серафима считался 1759. Однако, как оказалось, верным годом рождения старца Серафима следует считать 1754.
Анализ жизнеописаний старца Серафима позволил сделать неожиданный вывод: скорее всего, они были основаны на устных преданиях. Попытки исторического анализа земного пути преподобного Серафима предпринимались и ранее, но из-за недоступности архивов Саровского монастыря они не приносили серьезных результатов.
Первые биографы преподобного Серафима были монашествующими и начинали свой иноческий путь в Саровской пустыни. Все они прожили рядом со святым Серафимом по несколько лет: иеромонах Сергий — 15 лет, иеромонах Георгий — 5, иеромонах Авель — 3 года, иеромонах Иоасаф — 12 лет. Эти годы пришлись на последний период жизни преподобного.
Все биографы Саровского чудотворца не пользовались особым расположением руководства пустыни, и после смерти святого Серафима по тем или иным причинам покинули Саровскую обитель. Первые трое писали свой труд, находясь в Троице-Сергиевой лавре, а Иоасаф — уже став иеромонахом нижегородского Печерского монастыря.
Опубликованы первые биографические данные о святом Серафиме были лишь в 1841 году, когда в типографии Московского университета вышла книга иеромонаха Сергия (Васильева) «Саровской пустыни иеромонах и затворник». Первое издание биографии подвижника вышло без указания автора, предисловие книги было подписано инициалами И.С.
Однако еще в 1839 году, когда тиражом в одну тысячу экземпляров была издана книга иеромонаха Сергия о жизни другого старца и подвижника Саровской пустыни, схимонаха Марка, в ней были опубликованы духовные наставления отца Серафима и его портрет. Жизнеописание старца Серафима было написано уже к 1837 году. Но в то время опубликовать его не удалось: книга не прошла духовную цензуру из-за большого количества приведенных в ней чудес.
Отец Сергий (Стефан Васильев) в 1818 году поступает послушником в Саровский монастырь. Он лично общался с преподобным Серафимом, поэтому жизнеописание святого было составлено частично с его собственных слов, частично — со слов иноков Саровской пустыни, знавших его, а также по личным наблюдениям автора: «Так как живши в Саровской пустыне и пользовавшись в продолжение 15 лет его наставлениями, я сам многое, относящееся к его жизни, видел и слышал».
Перейдя из Саровской пустыни в Троице-Сергиеву лавру, иеромонах Сергий получил там благословение на свой труд. В 1841 году издание вышло в свет под покровительством митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и наместника Лавры архимандрита Антония (Медведева), почитавших старца Серафима.
Впоследствии все даты биографии преподобного Серафима из этого издания переходили в последующие книги о Саровском чудотворце.
В 1863 году появляется «Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского: иеромонаха, пустынножителя и затворника», написанное монашествующим Саровской пустыни Иаковом (Невельским) и отрецензированное Н.В. Елагиным. Это издание стало еще одним важным шагом в изучении биографии преподобного Серафима Саровского, хотя и здесь были проигнорированы архивные документы, не были исправлены некоторые ошибки и неточности.
Архивы Дивеевской женской общины открыла для читателей «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», составленная архимандритом Серафимом (Чичаговым). Он принимал деятельное участие в прославлении старца Серафима в 1903 году. Но, по всей вероятности, и он все же не был допущен к архивам Саровской пустыни.
Из других книг необходимо отметить труд Л.Денисова, куда вошло и описание событий, связанных с канонизацией преподобного Серафима в 1903 году. Среди научных трудов выделяются работы историков начала XIX века А.Танкова и Г.Бочарова. Из современных авторов можно назвать протоиерея Льва Лебедева, Н.Ларина и В.Рошко.
Тем не менее, архивные документы, касающиеся биографии преподобного, использовались в самом минимальном объеме. Авторы многих изданий о святом Серафиме невольно допускали ошибки, которые остаются неисправленными и до настоящего времени.
Год рождения
В середине XVII века в губернском городе Курске в купеческой семье Исидора Ивановича и Агафьи Фотиевны Машниных родился мальчик, названный родителями Прохором.
Год рождения Прохора Машнина стал предметом обсуждения еще в 1903 году, когда в «Курских губернских ведомостях» была помещена статья А.Танкова «Несколько новых данных о преподобном Серафиме Саровском (Из архива Курской духовной консистории)». На момент ее опубликования были найдены и изучены исповедные книги Ильинской церкви Курска, прихожанами которой являлись родители Прохора. По приведенным документам за 1768 год, Агафье Машниной было 50 лет и у нее было трое детей: Алексей 17 лет, Прохор 14 лет и Прасковья 19 лет. Получается, что год рождения Прохора — 1754.
Леонид Денисов, автор жизнеописания преподобного Серафима, изданного в 1904 году, отметил: «ввиду характера исповедных записей, которые по степени своей точности не могут выдерживать сравнения с метрическими книгами, мы пока, до дальнейшего разъяснения этого вопроса, останемся при согласном утверждении всех жизнеописателей преп. Серафима, признающих годом его рождения 1759-й».   
Исследователь жизни преподобного Серафима Саровского начала XX века Г.Н. Бочаров выявил, что акта о рождении Прохора не значится ни в одной метрической книге Ильинской церкви города Курска, прихожанами которого являлись родители Прохора.
В архиве Курской казенной палаты были найдены материалы ревизской сказки 4-й переписи населения, датируемой 1782 годом, где записано, что при проведении предыдущей ревизии 1763 года Прохору Машнину было 5 лет. Следовательно, год рождения мальчика получается уже 1758.
Однако эти документы сохранились до настоящего времени.
Фолиант с документами ревизской сказки — это копия с оригинала, который до настоящего времени не обнаружен. Учитывая низкую грамотность населения во второй половине XVIII века, не удивительно, что канцелярист при составлении копии документов объемом более тысячи листов не слишком тщательно следил за соответствием оригиналу.
Писарем была допущена ошибка при переписывании данных предыдущей ревизии, и цифра 9 могла быть записана как 5.
Известно, что при изучении документов того времени часто возникают проблемы в прочтении таких цифр, как 4 и 7, 3 и 9, 4 и 9 и т.д. Если принять во внимание то, что 9 могли ошибочно записать как цифру 5, то, отнимая от года проведения третьей ревизии (1763) девять лет, получается год рождения — 1754.
Истину оставалось искать в архивах Саровской пустыни, куда Прохор поступил послушником. В 1786 году в «Списке монахов Саровской пустыни» на листе 5 (оборот) впервые встречается имя Серафим, с обозначением полных лет — 32. То есть в монастырском делопроизводстве с самого начала был принят 1754 год рождения. Нет сомнений, что юный послушник прибыл в монастырь с выверенными документами, удостоверяющими личность, где обозначался и год рождения.
Как же появилась ошибка во всех известных биографиях преподобного Серафима, где год рождения установлен как 1759? Этому находится объяснение при дальнейшем исследовании архивов Саровской пустыни.
Иеромонах Серафим с сентября 1796 года и до дня своей кончины числился в списках монашествующих, находившихся в монастырской больнице. Начиная с последней трети 1799 года, возраст всех находившихся на излечении в «Ведомостях о монашествующих» не указывался. И так продолжалось вплоть до 1823 года, когда указом Тамбовской духовной консистории делопроизводство монастыря было приведено в надлежащий вид. С этого времени возобновляется порядок указания возраста всех монашествующих, включая и тех, кто находился на излечении. Трудно предположить, каким образом был установлен «вновь» возраст отца Серафима, но только он «помолодел» на 10 лет...
Появление ошибки следует, вероятно, отнести к смене поколений в делопроизводстве монастырской канцелярии — все же прошло 24 года с момента предыдущего полного составления списка монашествующих, и временная нить была потеряна. При восстановлении правильного ведения ведомости в делопроизводство могла вкрасться ошибка, давшая такой результат. При сравнении сохранившихся ведомостей за первую и четвертую трети 1828 года явно видно, как первоначальный возраст в 64 года при невнимательной или неграмотной переписке превращается в 69 лет. И с этого момента год рождения отца Серафима указывается как 1759 год. В дальнейшем эта ошибка кочевала из одного монастырского документа в другой, из первого «Сказания» в следующее и так далее».
«Духовный регламент», согласно которому устанавливался возрастной ценз иноческого пострига: мужчин дозволялось постригать не ранее 30-летнего возраста. Если учесть, что «города Курска мещанин Прохор Сидоров сын Машнин, от роду 32 года» был пострижен в монахи в 1786 году, то, и метод простого вычитания также подтверждает версию о дате рождения — 1754.
Сословие
В Житиях преподобного отмечено, что он «родился в именитой купеческой семье». Однако до настоящего времени почти неизвестно открытие, сделанное в 1903 году архивариусом Тамбовской духовной консистории А.А. Букаревым. Как написано в номере «Курских губернских ведомостей» за 31 июля 1903 года, «в исповедных росписях семейство Машниных показано в сословии посадских. В росписи даны, между прочим, такие рубрики прихожан: приказные, посадские, бывшие Курскаго собора (Воскресенскаго, находившагося на Красной площади) крестьяне и отдельно от них: духовных вотчин Курскаго собора бывшие крестьяне. Хотя посадские люди и могли торговать в купеческих гильдиях, основное же их сословное положение, фундаментальное и родовое, было «посадские». Таким образом, архивариус духовной консистории доказывает, что семейство Машниных относилось к посадским людям.
В 1775 году было опубликовано «Городовое положение», позволившее разделить городское население на купечество, мещанство и другие сословия. Через десять лет, как дополнение к этому документу, в городовом магистрате появилось разъяснение звания именитых граждан. К именитым гражданам могли относиться горожане, проходившие службу в учреждениях городской власти «с похвалою», ученые, художники, банкиры и «всякаго звания и состояния капиталисты, кои капитала от 50000 рублей и более за собою объявят».
Нет данных, что Исидор Иванович Машнин относился к категории именитых горожан или имел кирпичные заводы. Однако он строил храмы на средства различных благотворителей.

Строительство храма в Курске 
Как известно, родители преподобного Серафима построили в Курске Сергиево-Казанский собор, прекрасно сохранившийся до нашего времени.
Семья Машниных жила рядом с церковью во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1751 году церковь сгорела, и на ее пепелище была обнаружена чудом уцелевшая от огня храмовая Казанская икона Божией Матери. Было принято решение на этом месте построить Сергиево-Казанскую церковь, но уже каменную, в память о старом престоле и чудесно обретенной храмовой иконе. Горожане решили строить такой храм, который мог бы впоследствии стать кафедральным собором. Пока неизвестно, кто проектировал собор, однако специалисты Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева отрицают участие в этом Растрелли или его учеников. Денежные средства были предоставлены Карпом Ефремовичем Первышевым, каменный дом которого стоит в Курске и поныне. Исидор Иванович Машнин выступил в роли руководителя строительных работ.
В 1833 году Сергиево-Казанский храм становится, как и планировалось, кафедральным собором г. Курска. Однако в 1760 году, когда уже была построена нижняя церковь с престолом во имя преподобного Сергия, благочестивый строитель Исидор Иванович Машнин скончался.
Свое состояние он передал своей жене Агафии Фотиевне и поручил ей довести дело построения храма до конца. В 1778 году храм был окончательно отделан, а освящен 22 октября/4 ноября, в день празднования иконы Казанской Божией Матери. Работа была выполнена настолько качественно, что семейство Машниных приобрело особое уважение среди жителей Курска.
Агафия Фотиевна много помогала бедным, особенно сиротам и неимущим невестам. В течение многих лет она продолжала постройку Сергиевской церкви и лично наблюдала за работами. Часто она брала с собой и Прохора. В период с 1772 по 1776 годы, когда, предположительно, уже принялись за работу штукатуры, маляры и живописцы, Прохор мог активно помогать Агафье Фотиевне в строительстве храма (тогда ему было от 18 до 22 лет).
Что Прохор был избранником Божиим от своего рождения — это видели все духовно развитые люди, и не могла не почувствовать его мать. Во всех первых «Сказаниях» о жизни преподобного Серафима присутствует описание следующего случая: «Во время строения храма однажды Агафия пошла на церковное здание, взявши с собою и сына своего, которому было тогда около семи лет, — и как взошла на здание, то он, отлучась от нея, по детской неосторожности упал с высоты здания на землю». Испуганная мать думала увидеть своего сына разбитым до смерти, но, к несказанной своей радости и величайшему удивлению, увидела Прохора целым и невредимым». 
Часто говорят об этом факте, и во многих житиях старца Серафима написано, что Прохор упал с колокольни. Однако первое упоминание о колокольне появилось в «Житии» 1863 года издания Саровского монастыря и историческим источником служить не может.
В 1761 году — именно этим годом датируется падение юного Прохора — колокольни еще не существовало. Во-первых, Сергиево-Казанский храм строился для скорейшего начала богослужения, а не для звона колоколов на пустом месте. Во-вторых, нижний храм собора во имя преподобного Сергия Радонежского был освящен в 1762 году. Тем не менее, факт падения «с высоты здания» присутствует, и, какая бы эта высота ни была, в спасении явно усматривается Божий промысел. 
Образование
В книге иеромонаха Сергия «Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника», 1841 года издания, читаем: «По времени отрок Прохор отдан был для обучения чтению и письму. Он был прилежен и показывал остроту ума».
Прохор проходил обучение при церкви по Псалтири. При желании и способностях этого было достаточно, чтобы стать грамотным человеком.
Единственный автограф, как предполагается, именно отца Серафима, можно видеть под портретом старца в издании Саровской пустыни 1863 года, где довольно неуверенной рукой выведено «Иеромонах Серафим». Возможно, автограф взят из неизвестного монастырского дела. Однако найти оригинал не удалось.
В Центральном государственном архиве Республики Мордовия был найден автограф отца Серафима, представляющий собой черновик письма на имя иеромонаха Питирима. Обнаружен он был в деле «О представлении Его Преосвященству Виктору, епископу Владимирскому и Муромскому, для пострижения в монашество находящихся здесь в рясофоре Гедеона, Анастасия, Исаакия и Серафима: 1785 году». Владение слогом и пером свидетельствуют о грамотности автора.
В 1783 году Святейший Синод издает указ, по которому все, кто имел на руках отпускные аттестаты от своих обществ и записаны по переписи населения 1782 года в ревизские сказки, должны были дополнительно засвидетельствовать отпускные документы в наместнических правлениях. Можно предположить, что в начале весны 1784 года послушник Прохор предпринял шаги к достижению этой цели.
В архиве Саровского монастыря был обнаружен черновик «верющаго письма» — так называлась доверенность на выполнение определенных действий. Прохор Машнин просит своего земляка иеромонаха Питирима представлять его интересы в городовом магистрате, наместническом правлении города Курска «или в другое какое присутственное место», если будет  в том необходимость.      
Хотя некоторые исследователи и сомневаются в его авторстве, многие факты позволяют утверждать, что это автограф Прохора Машнина. Во-первых, он был размещен среди документов, посвященных послушнику Прохору. Во-вторых, описываемые факты полностью соответствуют жизни Прохора. Делопроизводитель монастыря писать под диктовку это письмо не мог: при проверке документации и сравнении почерка делопроизводителя монастыря того времени подтверждения этому не обнаружено. Также делопроизводитель не стал бы пробовать перо на полях. Это мог сделать только человек, редко берущий перо в руки.  Исправления по тексту могли принадлежать иеромонаху Питириму. После филологической оценки текста обнаружилось явное проявление южнорусского говора (город Курск как раз находится на этой территории): «иеромАнах», употребление буквы «Х» вместо «К» (общеизвестно произношение отцом Серафимом своего имени как «Серахвим»).
Подписи под документом нет, но и могла ли она быть на черновике? Но если письмо действительно писал послушник Прохор, это позволяет сделать вывод о его высокой образованности для своего времени.
Послушания
В житийной литературе упоминаются самые различные послушания, которые исполнял юный Прохор, поступив в Саровскую обитель. В архивных документах было найдено подтверждение только двум: работа столяра и полесовщика, то есть смотрителя за лесами.
В начале 1780-х правительство сняло запрет на разработку корабельных лесов (до этого времени «крупновозрастные» корабельные деревья правительственные чиновники обозначали специальным клеймом). Тогда монахи Саровской пустыни, 90 % владений которой составляли леса, стали задумываться, как сохранить собственный лес. Появилось послушание «полесовщиков». И отца Серафима первым назначили на это послушание. Скорее всего, территория его «смотрения за лесом» обозначилась районом так называемой Дальней пустынкой. Скорее всего, это послушание и послужило одной из причин избрания о. Серафимом пустынножительства.
В Саровском монастыре давно существовало правило чтения Псалтири. На каждый год составлялись списки, по которым все, начиная с настоятеля и кончая послушником, обязаны были исполнять дополнительное послушание. Все послушники записывались с упоминанием одного имени, поэтому для облегчения их распознавания к имени прибавляли слово-пояснение, которое могло обозначать прежнее место жительства или службы, либо послушание, выполняемое в этот год. Например, Григорий Солдат, Гаврила Хромой, Иван Пчеляк и т.д. В одном из списков «Чред неусыпаемого чтения Псалтири» обнаружено и имя Прохора — «Прохор сталяр». Список составлен на 1783 год, и можно с уверенностью говорить, что в конце 1782 и начале 1783 годов Прохор выполнял столярные работы.
Рассказывая о церкви Зосимы и Савватия, игумен Исайя II в одном из писем отмечает: «...престольная доска кипарисная в эту церковь может быть сделана и Серафимом, но по приказу Строителя, за послушание; ибо отец Серафим по новоначалию находился тогда в столярной работе с прочими». Это свидетельствует о высоком мастерстве послушника Прохора.
В честь победы над французами
Мало кому известно, что в 1818 году игумен Саровской обители Нифонт и еще 13 иеромонахов, в числе которых был и отец Серафим, были награждены наперсными крестами в честь победы над французской армией. В наградной грамоте говорилось:
«Тамбовской епархии Темниковской Саровской пустыни отцу иеромонаху Серафиму.
По благополучном, с помощью Вышняго, окончании войны с французами, благоугодно было Его Императорскому Величеству, Всемилостивейшему Государю нашему, между многими милостями, дарованными всем вообще верным Его подданным, отличить Российское духовенство особенным знаком Высочайшаго Своего благоволения и признательности, которыя изъяснены в Манифесте от 30 августа 1814 года следующими словами:
«Священнейшее духовенство Наше, призывавшее пред Олтарем Всевышняго теплыми молитвами своими благословение Божие на Всероссийское оружие и воинство, и примерами благочестия ободрявшее народ к единодушию и твердости, в знак благоговения к вере и любви к отечеству, да носит на персях своих, начиная от верховнаго Пастыря включительно до Священника, нарочно учреждаемый для сего Крест с подписью 1812 года.
Ныне сии Кресты доставлены из Святейшаго Правительствующаго Синода для Духовенства Тамбовской епархии, и исполняя предписание Онаго, препровождаю при сем один таковый Крест к вам для ношения на персях на Владимирской ленте, как о том изъяснено в Высочайшем  Его Императорскаго Величества Манифесте 30-го августа 1814 года, и особом Высочайшем повелении, прописанном в Указе из Святейшаго Синода февраля от 14 числа 1818 года.
Иона, епископ Тамбовский и Шацкий.
Марта 14 дня 1818 года».
Так был отмечен молитвенный подвиг святого Серафима.
Святой старец  
Слава иеромонаха Серафима росла с каждым годом. В архиве Нижегородской области хранится письмо мещанки г. Арзамаса Веры Поповой, адресованное диакону села Шилокши Александру Григорьеву: «Еще для здоровья вашего посылаю от Святаго Старца благословение Батюшки Отца Серафима святых крупиц прочитывая 3 Отче наш, 3 Богородице Дево радуйся и однаво Верую, и будет польза, для того вам оные посылаю думаю, что у вас оных уже нет». Письмо написано в 1824 году: до блаженной кончины старца еще девять лет, а отец Серафим уже называется святым старцем. Под святыми целебными крупицами, вероятно, подразумевались сухарики из просфор, раздаваемые монахом своим посетителям. Также в письме упоминается известное молитвенное правило для мирян, о котором говорил преподобный Серафим.

* * *
Говорить о составлении «Первого полного жизнеописания старца Серафима» пока рано. Основные находки еще впереди. Несомненно, они приведут к укреплению веры в доброе имя преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

Валентин Степашкин  

© «Церковный Вестник» - 2002-2004
E-mail: letters@rop.ru

http://www.tserkov.info

 


 



Яндекс.Метрика

На главную страницу